11.01.2022
Творческие способности
ребенка формируются при определенных условиях, созданных окружающими его
взрослыми людьми. Они обуславливаются как воспитанием в семье, так и
специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях, художественных
студиях, кружках. Важно помнить, что творческие способности ребенка формируются
под влиянием различных видов искусств и в первую очередь рисования.
Особое удовлетворение от
процесса ребенок получает, делая отпечаток своей ладони или ступни, а также оттиск
(«печать») любыми предметами: (донышки и крышки флаконов, штампы, торцевые
поверхности предметов и т. п.) Важно предоставить ребенку возможность работы
разнообразными художественными материалами, так как период «маранья» - это
период начала экспериментирования.
Чтобы не испортить
впечатление от первого опыта рисования, родителям заранее нужно позаботиться о
материалах и том месте, где предполагаемо будет рисовать ваш малыш. Чтобы не
«пострадали» полы, обои и стены в вашем доме, приобретите рулон обоев или
бумагу, на которой можно будет реализовать все фантазии вашего ребёнка. А также
мелки, краски, карандаши, пастель и все, что может пригодиться для творчества.
Может случиться так, что
природная потребность у ребенка к совершению предрисовальных движений исчезнет
из-за чрезмерных и настойчивых требований соблюдения чистоты и порядка, которые
невозможны в столь раннем возрасте в мастерской «маленького художника». От
взрослых требуется максимальное терпение и понимание, поддержка и похвала.
Когда у ребенка
сформируется зрительный контроль над совершением своих действий, энтузиазм
малыша вырастает в несколько раз. Для взрослых произведения также остаются
нагромождением, набором различных каракуль, а для будущего художника это
огромная проделанная работа, возможно с интерпретацией самого автора. Это может
быть «мама с букетом» или «папа на машине», «Маша на санках» и т.д.
Когда ребенок
рассказывает, что он изобразил, взрослый необходим как понимающий слушатель.
Ведь переход от наглядно-действенного мышления к образному сопровождается
называнием персонажей, видимых только самому ребенку. Для развития
коммуникативных способностей малыша, ему необходим взрослый, который
«подыграет» ему на листе бумаги и будет просто задавать вопросы о нарисованном,
а не стараться показать, вторгнувшись в уже готовый рисунок, чтобы показать,
как надо нарисовать правильно, если ребенок об этом не просит. Дети могут
болезненно отнестись к вторжению взрослого в созданный ими мир.
Большинство детей любит
контактировать с взрослым при рисовании, однако существует особая категория
маленьких художников, которые самозабвенно рисуют в полном одиночестве. Этой
сосредоточенной работе над созданием собственного мира тоже мешать не стоит. У
таких детей речь, как правило, развивается позже, часто они левши, но именно из
этой категории детей получаются талантливые художники.
«Существует четкая
взаимосвязь между более быстрым «изживанием» стадии каракуль в детском
рисовании и системными занятиями изобразительным искусством. Чем чаще ребенок
занимается рисованием и лепкой, используя разнообразные материалы, тем быстрее
он набирает необходимый опыт и поднимается на следующую ступень» (Е.А.Флерина).
Результат, который получит ребенок, рисуя карандашами, фломастерами, гуашью,
пастелью или углем, не пройдет бесследно. Рука будет приобретать уверенность
движений, из пятен и линий будут получаться такие сочетания, которые напомнят
ребенку те предметы, которые он видел, например, «камень», «колесо», «солнце» и
т.д. Однако эти ассоциации будут неустойчивы и в одном и том же рисунке малыш
увидит разные предметы, например, «Это не солнце, это мяч».
Так ребенок переходит к
примитивному рисованию, когда старается изобразить то-то конкретное и
интерпретировать свой замысел. Характеризуется данный этап рисования появлением
«людей головоногов», животных, насекомых, «разбросанных» по всему листу. В это
время еще не фиксируется на листе верх «небо» и низ листа «земля».
К четырем годам ребенок
совершает открытие: мир четко структурирован. В рисунках появляются черная,
зеленая, белая полосы внизу - это земля, на земле располагаются персонажи, а
вверху голубая линия - небо. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он
изображает крупнее остальных объектов. Например, цветок может быть больше
дерева, мама в два раза выше папы, а он сам - выше всех членов семьи. Также
может передать в рисунке динамику состояний человека, природы.
В этом возрасте ребенок
может обратиться к взрослому, чтобы тот показал, например, как нарисовать
бегущую лошадь или движение автомобиля. Очень важно не утратить доверие
ребенка.
К старшему дошкольному
возрасту дети способны изображать объекты с теми качествами, которые
присутствуют в реальном мире.
Не ограничивая
потребности ребенка к творческой деятельности, при грамотном руководстве и
поддержке взрослыми детской инициативы, родители и педагоги смогут помочь
ребенку успешно пройти все стадии развития способности к рисованию.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2022
Дата обновления: 28.01.2022
Дата публикации: 11.01.2022