Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Песочная игротерапия Загадки песочной страны

1

Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………...3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы………………………………………....5
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы……………………….....5
1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………………………..7
1.3. Система оценки результатов освоения программы……………………………….....7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения………………………………………………………….......……….7
2.2. Описание методов и принципов реализации программы…………...……………....8
2.3. Учебный план…………………………………………………………………………...9
2.3.1.Содержание учебного плана………………………………………….............9
2.4. Календарный учебный график………………………………………………….........12
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое
и
материальное
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы……………………………………….14
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………....15
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Таблицы выявления психологического статуса и основных
конфликтов ребенка……..………………………………………………………………...15

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2

1.1. Пояснительная записка
«Загадки песочной страны» - развивающая психолого-педагогическая программа
эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста. Это развивающая,
коррекционная, психолого-педагогическая программа для детей с недоразвитием речи.
Программа разработана на основе следующих документов:
•Конституция Российской Федерации;
•Конвенция о правах ребенка;
•Закон РФ «Об образовании»;
•Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 ― Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования‖
•Положение о дошкольном образовательном учреждении.
•Устав
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает
охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы
детского сада.
Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения
качества образования в современном детском саду.
Педагог-психолог создает условия для гармоничного становления личности ребенка,
обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно
реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели –
охраны и укрепления психического здоровья воспитанников, педагог-психолог включается в
образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива, устанавливает
продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Игра является неотъемлемой частью развития ребенка. Играя, ребенок развивается и
естественным образом учится справляться с тем, что для него трудно или непонятно.
Использование на практике метода песочной игры позволяет ребенку самостоятельно
создавать целый мир из песка и маленьких фигурок людей, животных, деревьев, зданий,
автомобилей, мостов.
Во время игры ребенок может смешивать песок с водой, создавать холмы, горы и
моря. Таким образом, на песке отражается мир детской души. Создавая свой мир, малыш
учится созидать и заботиться.
Одновременно развиваются детские высшие психические функции: речь, внимание,
мышление, память.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен.
Податливость песка пробуждает желание создать из него миниатюрную картину мира.
Человек выступает в песочнице как «созидатель» -один жизненный сюжет, сменяет другой,
следуя законам Бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо
разрушено,
-просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании
этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия».
Наверное, многие замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже,
вдруг начинают увлеченно строить замки из песка? Вспомните, как приятно ходить босиком
по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие
частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.
Песок –природный материал, обладающий собственной энергетикой. Создание
песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать
что
3

-то не так, невозможно, это особенно важно для тех, кто привык строго оценивать
себя.
Очень полезны игры с песком для детей, которые страдают гиперактивностью,
тревожностью,
агрессивностью и речевыми проблемами. Последняя категория детей обычно большие
молчуны, и редко кто их может разговорить, но интересный сюжет общей игры
можетполностью преобразить молчуна. Песочные игры применяется не только для детей, у
которых существуют психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика помогает
детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и
родителями. Замечено на практике, что дети после нескольких занятий с песком, становятся
менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства.
Объект:
коррекция психологических проблем и развитие психических функций детей дошкольного
возраста с использованием методов песочной терапии.
Предмет:
системный, индивидуальный и групповой подход к коррекции психологических проблем
детей дошкольного возраста с использованием методов песочной терапии.
Методически-теоретическое основание:
Песочная терапия, давно уже известна, и зарекомендовала себя, как эффективный
метод психологической помощи в мире. Однако в России песочная терапия получила
распространение сравнительно недавно. При разработке данной программы мы опирались на
опыт и методические рекомендации по работе с песочницей следующих авторов: К.Г. Юнг,
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, А.И. Копытин, Г. Эль, Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук.
При разработке программы учитывались теоретические знания о онтогенетическом
развитии ребенка и его возрастных особенностей (Божович Л.И., Выготский Л.С., Давыдов
В.В., Мухина В.С.,
Обухова Л.Ф., Ж. Пиаже, Эльконин Д. Б.
Концептуальные основы:
Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук «В гостях у песочной феи. Организация педагогической
песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для
воспитателей и психологов дошкольных учреждений» -СПб.: Речь, 2011г.
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято
считать конец 1920-х годов.
Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как
теоретическая основа песочной терапии.
Автор метода "Песочной терапии", швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф .
Предложенная К. Юнгом техника «активного воображения» помогла понять, что
внутренний мир человека богат и многообразен, хотя зачастую человек этого не осознает, и
что, создавая условия для проявления фантазии, можно осознать ранее скрытые и
подавленные чувства и представления. Песочницу Юнг определял как детский аспект
коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую
форму.
Большой вклад в развитие песочной терапии и еѐ методов внесли отечественные
педагоги Санкт-Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые
являются авторами ряда книг по данной теме –Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.
Актуальность
Данная психолого-педагогическая программа направлена на решение задач по
коррекции эмоционального неблагополучия детей. Предметно-развивающая среда детей
перенасыщена бесполезными игрушками и материалами, теряется передача информации
путем общения детей в разновозрастных группах. Все эти факторы жизни современного
ребенка оказывают нередко травмирующий эффект на детскую психику.
4

В наше время родители из-за чрезмерной занятости, к сожалению, позволяют детям
много времени проводить перед телевизором и компьютером, что негативно сказывается на
психическом и физическом здоровье детей.
Это побуждает психологов и педагогов искать новые формы работы.
Песок-самый любимый материал для игр и занятий детей.
Первые игрушки, которые родители покупают своему ребенку - это ведерко, совочки,
формочки.
Игры поднимают настроение у детей, вызывают эмоции радости, побуждают к
деятельности.
Дети становятся более уверенными и способными преодолевать жизненные
трудности, учатся понимать себя и других.
В них формируются навыки позитивной коммуникации, развивается тактильная
чувствительность и мелкая моторика рук.
Новизна заключается в том, что данная программа предполагает использование
песочной терапии при коррекции эмоционального неблагополучия детей на базе дошкольной
образовательной организации.
1.1.1. Цели и задачи программы
Цель программы:
1. Создание условий для коррекции эмоционального неблагополучия и поведенческих
расстройств у детей дошкольного возраста с использованием методов песочной терапии.
2. Раскрытие творческого, нравственного потенциала детей, развитие навыков
межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи Программы:
1.Коррекция эмоционального неблагополучия у детей (агрессии, тревожности,
страхов,
застенчивости и пр.)
2.Стабилизировать эмоциональное состояние детей.
3.Развивать умение регулировать свое поведение.
4.Научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.
5 Развивать способность ребенка прислушиваться к своим ощущениям и учиться
передавать их словами, накопление сенсорного опыта ребенка.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
При формировании программы учитывались следующие принципы и подходы:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется
возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных
аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных,
языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и
убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко
проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией,
разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры,
народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре
требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять
свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с
другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и
убеждений, мнений и способов их выражения. Принимая вызовы современного мира,
программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и
5

предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.
образовательная деятельность построена с учетом региональной специфики,
социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных
особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека.
Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по
себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является
подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание
ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства),обогащение
(амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком
культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и
общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства
происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на
создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей(законных представителей), педагогических и иных работников) и детей. Такой
тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого
участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка,
доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям,
интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной
частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального
благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных
отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет
возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в
планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия
предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками
образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои
взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя
ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Индивидуализация
Принцип предполагает такое построение образовательной деятельности, которое
открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления
индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка
спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастнопсихологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа
необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его
действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку
возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на
инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
7. Развивающее вариативное образование.
Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку
через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей
усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов,
мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на
зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию,
расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
6

1.2.Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации программы планируется получить следующие
результаты:
1.Сохранение психологического здоровья детей.
2.Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных
процессов.
3.Развитие произвольности поведения.
4.Освоение конструктивных способов поведения.
5.Снижение эмоционального напряжения, отреагирование эмоций.
Результативность опыта
В результате проведенной работы должны наблюдаться положительные изменения у детей:
• Эмоции приобретают большую глубину и устойчивость, преобладают положительные
эмоции;
•Появляется постоянная дружба со сверстниками;
•Развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
•Ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний,
интонаций голоса;
•Эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
•Наблюдается изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок,
уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
•Снижается уровень тревожности.
1.3.Система оценки результатов освоения программы
После каждой совместной деятельности ребёнок создаёт рисунок в технике
пескографии, педагогом создаются фотовыставки, видеоотчёты, для родителей проводятся
мастер классы с участием детей.
Чтобы лучше понять основную историю на песке, можно использовать рассказ
ребенка. Расспрашивая о каждом секторе и соотнося его с таблицей (Приложение 1), можно
получить достаточную информацию о психологическом статусе ребенка и основных
конфликтах.
Этап итоговой диагностики
По завершению цикла развивающих занятий проводится итоговая диагностика детей,
анкетирование, беседы с педагогами, родителями, через сравнение результатов в ходе
которой определяется динамика эмоционально – волевого развития детей.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
Общее содержание программы песочной игротерапии:
1.Этап – «Ритуал вхождения в песочный мир».
На данном этапе ребенком проходит какое-либо «испытание», или проводится
гимнастика, направленная на сенсорную стимуляцию: зрительная, слуховая, обонятельная,
тактильная. Участники на этом этапе приветствуют друг друга, или знакомятся. На данном
этапе также определяются правила работы с песком.
2.Этап – «Основной».
На данном этапе проводятся психолого-педагогические игры, разбираются домашние
задания, проходит сам сеанс песочной терапии.
3.Этап - «Заключительный».
7

На данном этапе проводятся релаксационные упражнения, рефлексия и обсуждение
занятия, для детей может быть организованна свободная игра, и в конце проводится ритуал
выхода из песочного мира.
Продолжительность и частота психологических занятий с использованием
песочницы.
Существуют общие правила, распространяющиеся на частоту и продолжительность
терапевтический сессий, психологического консультирования с использованием песочницы.
Продолжительность одной консультации зависит от возраста клиента и его
интеллектуального развития.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко рекомендуют основное содержание
психологической работы с ребенком укладывать в 30 минут. Если психологическая работа
проводится с ребенком, имеющим определенную степень снижения интеллекта, уходит
больше времени на объяснение задания или обучение игре.
За первые 30 минут ребята со сниженным интеллектом только начинают привыкать к
такой форме взаимодействия, поэтому продолжительность занятия увеличивается до 50
минут.
Частота сеансов не зависит от четких требований, и устанавливается самим
психологом индивидуально. Может хватить и одной консультации, а может понадобиться
целый курс. Острое
психологическое напряжение снимается за 6-8 сеансов, при
необходимости может быть проведен полный курс 12-15 сеансов, затем необходимо сделать
продолжительный перерыв и при необходимости провести повторный курс.
Периодичность консультаций зависти от тяжести психологической проблемы. В
редких случаях сеансы проводятся каждый день в течение 1-2 недель. Может проводиться
два раза в неделю. Но обычно встречи назначают один раз в неделю.
Занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме.
Оптимальная численность подгруппы –2 –4 чел.
Оптимальный срок проведения программы это 12 занятий, но количество занятий
может увеличиваться или уменьшаться по необходимости. Занятия проходят 1 раз в неделю.
2.2. Описание методов и принципов реализации программы
Методы, используемые в работе:
Игровая и песочная терапия, сказкотерапия.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода
коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и
поведенческих нарушений невротического характера).
В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего
стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное
напряжение.
Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического,
развивающего средства.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший
воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
•Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое,
экспериментировать и работать самостоятельно.
•Во вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как
основа развития «ручного интеллекта».
•В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все
познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и
моторика.
•В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в
дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков
ребенка.
8

•В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что
наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
Какие результаты мы можем получить при работе с песком:
− улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
− исчезнут страхи, будут отреагированы негативные эмоции и переживания;
− произойдет развитие воображения, творческого потенциала;
− улучшатся показатели мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
− нормализуется самооценка и появится уверенность в себе;
− будет быстрее и легче происходить адаптация в новой среде (детский сад,
школа);
− нормализуются взаимоотношения с родителями и сверстниками;
− сформируются положительные черты характера.
Принципы игр на песке:
•Добровольность. Ребенок играет по своему желанию.
•Активность ведущего взрослого. Взрослый в роли организатора, и
непосредственного участника. Активность взрослого не должна тормозить конструктивную
активность ребенка.
•Предупреждение открытых конфликтов между детьми.
•Безоценочность. В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей.
•Безопасность.
•Отсутствие соревновательного начала в играх.
•Атмосфера доброжелательности.
•Введение ритуалов начала и окончания занятия.

№

1
2
3
4
5
6

2.3. Учебный план
Учебный план деятельности на год
Наименование темы

Кол-во часов
Теор.
Практ. Всего
3,5
3,5
2,5
2,5
11
11
8
8
7
7
32
32

Пересыпание песка
Собирание в кучки
Рисование пальцем
Оттиск ладошки
Проведение линий

Итого:
2.3.1. Содержание учебного плана
Распределение часов в месяц
Часов в месяц

Способы и
приемы

октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель
Пересыпание
1
1
0,5
0,5
0,5
песка
Собирание в
кучки
Рисование
пальцем

май
-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

-

-

1

1

1

1

1

2

2

2

Предполагаемый
результат
Аккуратное
пересыпание песка
из ладони на стол
разгребать и
собирать песок
Проведение
пальцем в разных
направлениях
9

Оттиск
ладошки
Проведение
линий
Всего
Итого

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

4

4

4

4

4

4

4

4

Прижимать
ладошку к стеклу
Рисование линий
прямых и
изогнутых

32

Распределение по темам
Тема
Песочек

1
•

Пятнышки

•

Кучки

•

Насыпушки

•

2

3

4

Месяцы
5

6

7

8

•

Точки

•

Палочки

•

Цветы-ладошки

•

Тарелка с
баранками
Солнышко

•

•

•
•

•

•

Забор

•

Рыбки

•

Дорожки

•

•
•

Колеса

•

Улиточки

•

Дождик

•

Ветер

•

•

•
•

Колобок

•

Мячики

•

День Рождения
котёнка

•

•

10

•

Свободная тема
Итого в месяц
Всего в год

4

4

4

4

4

•
4

4

4

32

Структура совместной деятельности во время каждого занятия
Деятельность
Время
Мотивация
0,5
Гимнастика для мелкой моторики рук
0,5
Обучение технике пескографии
1
Физ.пауза
0,5
Выполнение
4,5
Любование
0,5
Эмоциональная установка на успешность
0,5
Всего
8

11

1.1.Календарный учебный график
Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Понедельник

1

8

15

22

29

5

12

19

26

5

12

19

26

2

9

16

23

Вторник

2

9

16

23

30

6

13

20

27

6

13

20

27

3

10

17

24

Среда

3

10

17

24

31

7

14

21

28

7*

14

21

28

4

11

18

Четверг

4

11

18

25

1

8

15

22*

1

8

15

22

29

5

12

Пятница

5

12

19

26

2

9

16

23

2

9

16

23

30

6

Суббота

6

13

20

27

3

10

17

24

3

10

17

24

31

Воскресенье

7

14

21

28

4

11

18

25

4

11

18

25

Номера
недель

1

2

3

4

6

7

8

10

11

12

5

Июль

9

Август

1
13

7

14

21

28

4

11

18

25

1

8*

15

22

29

5

12

19

26

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

7

14

21

28*

5

12

19

26

2

9*

16

23

30

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

14

15

15

17

19

20

21

23

24

25

26

31

Сентябрь

30

Июнь

18

Октябрь

22

Ноябрь

Декабрь

Понедельник

2

9

16

23

30

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

Вторник

3

10

17

24

31

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

Среда

4

11

18

25

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

Четверг

5

12

19

26

2

9

16

23

30

6

13

20

27

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

Пятница

6

13

20

27

3

10

17

24

31

7

14

21

28

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

Суббота

7

14

21

28

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

3

10

17

24

1

8

15

22

29*

5

12

19

26

2

9

16

23

30

7

14

21

28

4

11

18

25

2

9

16

23

30

32

33

34

36

37

38

39

40

41

42

43

45

46

47

49

50

51

52

Воскресенье

1

8

15

22

29

Номера
недель

26

27

28

29

30

31

35

44

48

53

Обозначения: 1 – выходные, праздничные дни
7* - предпраздничные дни
15 – каникулярный период

12

2024 год
Январь
Февраль
Март
I квартал
Апрель
Май
Июнь
II квартал
Июль
Август
Сентябрь
III квартал
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
IV квартал
2024 год

Календарные дни
31
28
31
90
30
31
30
91
31
31
30
92
31
30
31
92
365

Количество дней
Учебные дни
17
19
20
56
21
20
20
61
22
Каникулярный период
20
20
23
21
21
65
182

Выходные и праздничные дни
14
9
11
34
9
11
10
30
9
8
10
27
8
9
10
27
118

Режим занятий
1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц

13

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Методическое
и
материальное
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Оборудование для песочной терапии
Для организации процесса песочной терапии потребуется:
•Песочница (ящик для песка);
•Песок;
•Вода;
•Коллекция миниатюрных фигурок;
Песочница:
• Форма и размер.
Традиционные параметры —48,5см (ширина) * 98 см (длина) * 2 см(глубина).
Такие габариты оптимально соответствуют размерам полю зрительного восприятия.
Необходимо подбирать фигурки/предметы не выше 8-12 см.
• Материал.
Предпочтительнее изготовить песочницу из натурального дерева, которое хранит по
необходимости тепло или прохладу, а также источает едва уловимый, но очень приятный
релаксационный аромат.
• Цвет бортов и дна.
Внешняя сторона досок не закрашивается, а просто лакируется. В традиционной
песочнице они голубого цвета, так как напоминают модель мира: голубое дно символизирует
воду, а
борта —голубое небо. К тому же, как известно, насыщенный голубой цвет оказывает на
человека умиротворяющее воздействие.
Содержимое:
Чистый просеянный и прокалённый песок. Он не должен быть слишком крупным или
слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Используемый песок время от
времени
необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц.
Песок нужно
изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Набор игрового материала.
Хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями:
-лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
-разнообразные пластиковые формочки разной величины —геометрические; изображающие
животных, транспорт, людей; формочки для теста;
-миниатюрные игрушки (высотой 8–12 см), изображающие людей разного пола и возраста;
различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для
занятий в
младших группах не использовать);
-набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и
«Семья»);
-различные здания и постройки;
-бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые
соломки
для коктейля.
В песочной терапии можно использовать как сухой, так влажный песок. Для того, чтобы у
клиента могла быть возможность смочить песок, под рукой всегда должен быть графин с
водой и пульверизатор, для того что у клиента была возможность вызвать дождь.
Дополнительные условия организации игр-занятий с песком
1. Согласие и желание ребёнка.
14

2. Наличие у ведущего достаточной квалификационной подготовки для проведения
коррекционно-развивающей работы с детьми.
3. Отсутствие медицинских противопоказаний у ребёнка к занятиям с песком (отсутствие
аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний, порезов на руках).
4.Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру
воды можно постепенно снижать (таким образом, происходит дополнительное закаливание
детей).
Правила поведения в песочнице.
• Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
• Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
• После игры надо убрать все игрушки на свои места.
• После игры в песке надо помыть руки.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гаврючина Л. В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. – М., 2008г.
2.Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по
песочной терапии». СПб.: Речь, 2005.
3.Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри
нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005.
4.Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная
игротерапия». –СПб.:Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
5.Крюкова С.В., И.И. Слободчиков. Удивляюсь, злюсь, боюсь. Хвастаюсь и радуюсь.
–М., 2000 г.
6.Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира. –Ярославль, 1997 г.
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Таблицы выявления психологического статуса и основных конфликтов ребенка

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».