Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Логоритмика

1

Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………...3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы………………………………………….6
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы………………………......6
1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………………………...7
1.3. Система оценки результатов освоения программы………………………………...10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения………………………………………………………….......……...12
2.2. Описание приемов и форм при реализации программы…........................................12
2.3. Учебный план………………………………………………………………………….14
2.3.1. Содержание учебного плана.……………………………………......................15
2.4. Календарный учебный график…………………………………………………….....33
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое
и
материальное
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы ………………………………………35
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...….36
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Диагностика уровня освоения программы……………………….........37

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи
окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение с взрослыми и
сверстниками — всё это является средством социализации личности, это обогащает
мышление ребенка, способствует его развитию. В последние годы наблюдается тенденция к
увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными
физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями. И именно
логоритмика является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и
профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей
общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать
процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в
пространстве; расширять словарь детей и другое, сюда же относится и воспитание у детей
музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и
задатков; а также, представлений об эстетической красоте родной речи.
Логопедической ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине, отведена
значительная роль в воспитании дошкольников. Ещё в начале XX века было известно о
неоспоримой пользе занятий ритмикой для людей с дефектами и задержкой развития речи,
так как музыкально-ритмическое воздействие на детей проявляется в развитии и
совершенствовании личности ребёнка, его функциональных систем, а вместе с тем – и
развитии речи.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового
поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого
учащегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области:
Познавательное развитие: занятия, наблюдения, беседы, активизация мышления детей
(через систему заданий по определенной теме, специальные упражнения на ориентировку в
пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем мире
(имитация движений животных, птиц, действий людей разных профессий и др.), просмотр и
обсуждение презентаций по лексическим темам, дидактические игры на развитие слухового,
зрительного, двигательного внимания, памяти.
Социально - коммуникативное: овладение способами и средствами взаимодействия с
окружающими людьми; используются дидактические, сюжетно - ролевые игры, создание на
занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных
качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, творческой активности,
побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.
Художественно - эстетическое развитие: слушание музыки, ритмическая гимнастика,
игры и упражнения под музыку, танцы; развитие артистических способностей в
музыкальных этюдах, игра на музыкальных инструментах, пропевание звуков, используются
произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки,
тексты песен), музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации.
Физическое развитие: проводятся подвижные игры, упражнения для профилактики
плоскостопия, логоритмические упражнения, беседы о здоровом образе жизни, дыхательные,
артикуляционные и пальчиковые гимнастики, упражнения на координацию движения,
строения и перестроения, оздоровительные упражнения для улучшения осанки, самомассаж,
психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
3

Речевое: пополняется словарный запас, воспитывается звуковая культура речи.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
Образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ Минобрнауки
№ 1155 от 17 октября 2013 г.). Так же в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Конституцией Российской Федерации,
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
 Конвенцией ООН «О правах ребенка»,
 Семейным кодексом Российской Федерации.
Программа основана на положениях программ и методических пособий следующих
авторов:
 Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и
В. Чиркиной;
 «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой;
 «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском
саду» Н.В. Нищевой;
 Методическое пособие «Развитие связной речи» В.В. Коноваленко и С.В.
Коноваленко;
 Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
Т. А.Куликовской;



Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М.Ю.

Картушиной;
 Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М. Ю. Картушиной;
 Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М. Ю. Картушиной;
 Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М. Ю. Картушиной;
 Коммуникативные игры для дошкольников М.Ю. Картушиной;
 Логопедические музыкально — игровые упражнения для дошкольников Е.А.
Судаковой;
 «Умные пальчики» И.Каплуновой, И. Новоскольцевой;
 Музыкальные пальчиковые игры Е.А. Поддубной;
 «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцевой, Б.Б. Егоровой;
 Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».
Занятия логоритмикой представляют собой комплекс различных видов деятельности,
направленных на развитие речи детей дошкольного возраста методами ритмического и
музыкально-эстетического воспитания.
Ключевым моментом программы является музыка (музыкальная ритмика), с помощью
которой смоделированы основные виды деятельности на занятиях: дыхательная гимнастика
и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого аппарата и музыка, общая и мелкая
моторика и музыка. Логоритмика же в целом включает в себя упражнения по двум
направленностям:
Непосредственно связанные с музыкой:
 Ходьба в разных направлениях;
4

 Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
 Упражнения, развивающие мышечный тонус;
 Речевые упражнения без музыки;
 Музыкальные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
 Музыкально-ритмические упражнения;
 Музыкальные игры;
 Логопедические распевки;
 Пение и танцевальные элементы.
Общей направленности:
 Ритмические упражнения;
 Упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковые игры.
В реализации программы участвуют дети 3 – 7 лет.
Ежегодно обучающие объединяются в группы по примерному возрасту:
 дети 3-5 лет
 дети 5-7 лет.
Расписание занятий строится из расчета два занятия в неделю по группам.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Занятия проходят в музыкальном зале.

5

1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Основной целью программы является коррекция и профилактика имеющихся
отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
Музыкальное развитие

Речевое развитие

 Развитие чувства ритма;
 Развитие координации

 Развитие координации между словом и

(пением) и движением;

между

словом движением;
 Развитие правильного дыхания;

 Развитие координации при музыкальном
движении;

 Стимуляция речевого развития;
 Развитие
артикуляционно-речевого

 Развитие и совершенствование вокально- аппарата;
интонационных данных;
 Слухоречевое развитие;
 Формирование музыкально-эстетических  Систематизация «словаря» детей.
представлений ребёнка.
 Формирование и развитие функций и
форм речи.
Всестороннее развитие

Физическое развитие

 Развитие интеллекта;
 Укрепление физической формы ребенка;
 Развитие слухового внимания;
 Овладение двигательными навыками;
 Развитие памяти и навыка понимания
 Формирование у детей ощущения
смысла предлагаемых заданий;
границ своего тела;
 Формирование способности преодолевать
 Развитие умения контролировать свой
трудности;
мышечный тонус;
 Развитие эмоциональной отзывчивости;
 Развитие тактильной чувствительности,
 Развитие «творческого Я» ребёнка;
подвижности пальчиков, кистей.
 Развитие
навыков
общения
и
взаимодействия детей в коллективе.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
В основе программы лежат культурно-исторический, деятельностный и личностный
подходы к развитию ребенка. Программа сформирована в соответствии с принципами,
определенными Федеральным государственным образовательным стандартом Дошкольного
образования:
Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных
мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и
технологиями.
Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики
реализуется в процессе поэтапной работы.
Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в
развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное
6

решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения
задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание
должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений
вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок,
развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
Принцип результативности. Получение положительного результата развития,
коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Навыки и умения, развиваемые на 1-ом году обучения:
Музыка и общая моторика:
 учиться осознавать границы своего тела в музыкально-ритмических и песенных
играх;
 формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и
расслабляться) в упражнениях с элементами музыкальной гимнастики и в музыкальных
играх-отождествлениях.
Музыка и мелкая моторика:
 знать названия пальчиков, различать их, составлять элементарные пальчиковые
фигуры;
 подпевать педагогу в заданном темпе, ритме;
 сочетать слово с музыкой и движениями пальчиков;
 учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и характером
музыкальных заданий.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата:
 учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для
языка и губ, подражая педагогу;
 стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в чётком и синхронном
движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания:
 учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной
гимнастике, подражая педагогу.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании, разъяснительных беседах к
зданиям):
 развивать коммуникативную, инструктивную, когнитивную, регулятивную и
номинативную функции речи;
 развивать умение общения в диалоге.
К концу 1-го года обучения дети должны приобрести следующие знания и
умения:
 уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкальнообразных играх и гимнастике;
 уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу;
 уметь общаться в диалоге с педагогом, понимать суть заданий;
7

 проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за
педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения;
 уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом;
 уметь произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом;
 знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу;
 уметь подчинять действия музыкальному и речевому ритму;
 уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны, погремушки;
 знать названия этих музыкальных инструментов и их тембры.
Навыки и умения, развиваемые на 2-ом году обучения:
Музыка и общая моторика:
 учиться осознавать границы своего тела, выполняя элементы «самомассажа» в
музыкально-ритмических и песенных формах;
 формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и
расслабляться) в музыкальной гимнастике и музыкальных играх- отождествлениях.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании):
 развивать коммуникативную, регуляторную, инструктивную, когнитивную,
номинативную функции речи;
 осваивать общение в диалоге.
Музыка и мелкая (тонкая) моторика:
 учиться выполнять движения, составлять фигуры музыкально-пальчиковых игр по
подсказке педагога;
 учиться петь самостоятельно и выполнять движения, подражая педагогу;
 проводить ассоциативные связи при работе с пальчиковыми прописями;
 уверенно работать по пальчиковым прописям в заданном музыкой темпоритме.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата:
 учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для
языка и губ, подражая педагогу;
 стараться отражать темпоритмические особенности музыки в чётком и синхронном
движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания:
 учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной
гимнастике, подражая педагогу;
 формировать навык сочетания элементов гимнастики для дыхания с произнесением
звуков;
 развивать умение подчинять движения музыке.
К концу 2-го года обучения дети должны приобрести следующие знания и
умения:
 уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх и
гимнастике (по подсказке педагога);
 проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений;
 уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу;
 понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом;
 проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании
и подчинять этому свои движения;
8

 уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой;
 уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков,
слогов, слов;
 знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и
подчинять действия музыкальному и речевому ритму;
 уметь извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: погремушек,
бубнов, гудочков и губных гармошек, знать их названия и тембры;
 освоить элементарные знания по работе на инструментах со звуковысотным рядом
(ксилофон, металлофон, вибрафон и т.п.).
Навыки и умения, развиваемые на 3-ем году обучения:
Музыка и общая моторика:
 проявлять знание частей своего тела и координационную точность движений в
музыкально-образных играх и элементах гимнастики;
 закреплять навык регулирования своего мышечного тонуса в музыкальных
групповых играх и заданиях с элементами гимнастики.
Музыка и мелкая моторика:
 выполнять музыкально-пальчиковые игры самостоятельно под музыку, учиться
выполнять сложные пальчиковые фигуры;
 уверенно выполнять пальчиковую гимнастику в заданном темпоритме, знать
названия пальцев и движений, связанных с ними;
 работать над иллюстрацией пальчиковыми фигурами известных сказок.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата:
 учиться выполнять музыкально-игровую гимнастику для губ, языка, мимики
самостоятельно, по очереди и синхронно в группе;
 учиться менять темп, руководствуясь сменой частей музыкально-гимнастического
комплекса самостоятельно.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании):
 развивать номинативную, когнитивную, регуляторную, коммуникативную,
инструктивную функции речи;
 продолжать развитие общения в диалоге, осваивать монологичную речь.
Музыкальная гимнастика для дыхания:
 учиться выполнять элементы музыкально-дыхательной гимнастики: сидя, лёжа,
стоя;
 самостоятельно менять темп в смене упражнений, подчиняясь музыкальному ритму;
 учиться сочетать дыхание с произнесением звуков, слогов, слов и элементами
гимнастических упражнений.
К концу 3-го года обучения дети должны приобрести следующие знания и
умения:
 уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх,
гимнастике;
 проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и
характером движений;
 понимать смысл заданий, выполнять их, общаться в диалогах и излагать мысль в
монологе;
9

 уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу,
выказывать желание действовать самостоятельно;
 проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании
и подчинять этому свои движения;
 уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой;
 уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков,
слогов, слов, сочетать с выполнением гимнастических фигур;
 знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки,
подчинять действия музыкальному и речевому ритму;
 уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек,
ксилофона, барабана, знать их названия и тембры, задействовать их для развития
артикуляционного аппарата, дыхания, общей и мелкой моторики;
 уметь играть и импровизировать на инструментах.
Таким образом, можно определить общие предполагаемые результаты программы:
формирование навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей,
развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности,
формирование основ самоконтроля.
1.3. Система оценки результатов освоения программы
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния
слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной
моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов
логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить
динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе
логоритмических занятий.
Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Н.В.
Серебряковой, Л.С. Соломахе.
Критерии:
Слуховое внимание:
1. Дифференциация звучащих музыкальных и шумовых инструментов («Покажи,
какой инструмент звучал: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждый
угаданный инструмент.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки, инструмента) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве:
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди,
сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики:
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала
по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и
10

оценить по 5-балльной шкале:
 силу движений,
 точность движений,
 темп движений,
 координацию движений,
 переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики:
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,
корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
Оценка от 1 до 3-х баллов.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру
«Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По
1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
 Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.
По 1 баллу.
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»
Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.
 Для детей 3 - 5 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима,
колобок).
 5 - 7 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
- Детям 3 - 5 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны,
вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
- 5 -7 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу (Приложение1).
Уровни освоения программы:
 Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают
затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.
 Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении
заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.
 Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого,
допускают значительные ошибки.

11

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
В содержательном разделе представлен учебный план, содержание учебного плана,
календарный учебный график, описание средств и форм реализации программы.
Логоритмика полезна всем детям. Это мощное вспомогательное средство для
эффективной работы по коррекции различных нарушений речи. Логоритмические занятия
направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение
двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла
предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий
оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит
перестройка
различных
систем,
например,
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
речедвигательной. В ход занятий также вводятся элементы психогимнастики, активной и
пассивной музыкотерапии.
В содержание программы «Логоритмика» включены следующие разделы и
подразделы, решающие определенные задачи:
 развитие чувства ритма – направленно на развитие чувства ритма, темпа и
фонематического восприятия;
 формирование правильного дыхания - направлено на формирование, развитие и
отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
 развитие артикуляционной и лицевой моторики – направлено на развитие
артикуляционного праксиса, мимических мышц;
 развитие общей моторики – направлено на развитие и коррекцию общих
двигательных и координаторных функций;
 развитие мелкой моторики - направлено на развитие и коррекцию мелкой пальцевой
моторики;
 игра на детских музыкальных инструментах – направлено на развитие чувства
ритма, развитие умения исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в
коллективе, соблюдая общую динамику и темп;
 развитие речевых навыков - направлено на обогащение пассивного и активного
словаря, укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие звуковысотности и силы
голоса, развитие фонематического восприятия, развитие речевой моторики, формирование
правильного употребления звуков в спонтанной речи, формирование лексикограмматических категорий, накопление активного и пассивного словаря;
 координация речи и движений – направлено на становление координации общих
движений и тонких движений пальцев рук; развитие ориентировки в пространстве и
собственном теле, формирование слухового внимания, восприятия и памяти, активизация
речевых процессов, воспитание умения работать сообща.
Для логоритмических занятий предусмотрен следующий режим: в каждой группе 2
занятия в неделю по 1 ак. часу.
2.2. Описание приемов и форм при реализации программы
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов.
Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Эти приемы подбираются с учетом
степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.
12

Для реализации программы «Логоритмика» предусмотрено использование
следующих методов и приемов деятельности:
Наглядные:
 наглядно – зрительные (показ),
 тактильно-мышечные,
 слуховые (при которых осуществляется звуковая регуляция движений (песня,
музыка);
Словесные:
 описание,
 объяснение,
 пояснение,
 беседа,
 словесная инструкция;
Практические:
 игровой метод (используется при разучивании новых упражнений),
 соревновательный
(используется
для
совершенствования
уже
отработанных упражнений).
Логоритмические занятия включают в себя следующие виды упражнений:
 вводная ходьба и ориентирование в пространстве направлены на развитие
ориентировки в пространстве и собственном теле, развитие общей моторики;
 динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц, благодаря этим упражнениям дети лучше владеют
своим телом, их движения становятся точными и ловкими;
 артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции, они подготавливают артикуляционный аппарат
ребенка к постановке звуков, четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата –
основа для овладения навыком письма, работа над артикуляцией позволяет уточнить
правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет
мышцы глотки;
 дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха;
 упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную, активизируется внимание детей, способность быстро
реагировать на смену деятельности;
 упражнения – чистоговорки обязательны на каждом занятии, с их помощью
автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения,
отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов, у детей развивается
фонематический слух и слуховое внимание;
 речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги
и др., использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки,
потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и
13

облегчает выполнение логоритмических задач;
 ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной
доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз;
 пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух, укрепляется голосовой аппарат ребенка, это
способствует автоматизации гласных звуков, процесс развития певческих способностей у
детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной
культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания;
 пальчиковые игры и сказки - науке давно известно, что развитие подвижности
пальцев напрямую связано с речевым развитием, поэтому, развивая мелкую моторику
пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию, пальчиковые игры и сказки,
как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку: тексты пропеваются, или
музыка звучит фоном, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами,
выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры;
 элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает
мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также
остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального
произведения, кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с
детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и
пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических
трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках»
из мятой бумаги и целлофана;
 театральные этюды - очень часто у детей маловыразительная мимика,
жестикуляция, мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и
артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их
творческую фантазию и воображение, это укрепляет в детях чувство уверенности в себе,
возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении
настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями;
 коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его
достоинства, способствуют углублению осознания сферы общения, обучают умению
сотрудничать, такие игры чаще проводятся в общем кругу;
 подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и
движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений, эти игры
воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей
выполнять правила игры.

№
1
2
3
4
5

2.3. Учебный план
Учебный план 1-го года обучения:
Наименование тем
Развитие речевых навыков
Ритмика
Координация речи и движений
Развитие моторики
Игра на детских музыкальных инструментах
Форма контроля

Количество часов
15
22
15
22
15
14

6

№
1
2
3
4
5
6

№
1
2
3
4
5
6

Открытое занятие
Итого:

1
90

Учебный план 2-го года обучения:
Наименование тем
Развитие речевых навыков
Ритмика
Координация речи и движений
Развитие моторики
Игра на детских музыкальных инструментах
Форма контроля
Открытое занятие
Итого:

Количество часов
21
18
20
16
14
1
90

Учебный план 3-го года обучения:
Наименование тем
Развитие речевых навыков
Ритмика
Координация речи и движений
Развитие моторики
Игра на детских музыкальных инструментах
Форма контроля
Открытое занятие
Итого:

Количество часов
23
16
22
15
13
1
90

2.3.1. Содержание учебного плана
Содержание учебного плана 1-го года обучения
Тема занятий
Задачи
Содержание
 Формирование
Пальчиковая игра «Прогулка»
динамической
координации Двигательное упражнение «Ноги и
Солнышко и движения рук.
ножки»
дождик
 Развитие речевого дыхания. Игра «Прогулка и дождик»
 Развивать фонематическое Упражнение на развитие дыхания «К
солнышку»
восприятие.
 Развитие
темпоритмической
организации
речи.
 Развитие
ритмической
Тучка
выразительности.
 Стимулирование
двигательных
умений
и
навыков.
 Обучать приемам массажа.
Осенние листья
 Развитие
эмоциональной

Пальчиковая игра «Дружба»
Ритмическая игра «Капли»
Шумовой оркестр
Игра «Прогулка и дождик»
Ритмическая
игра
«Прощание
дождем»
Пальчиковая игра «Прогулка»

с

Массаж «Дождик»
Упражнение «Лужа»
15

Осень в лесу

Репка

Осенние
подарки

До свиданья,
птицы!

Холодно!

выразительности.
Ритмическая игра «Падают листья»
 Формировать правильную Двигательные упражнения «Осенние
листочки»
осанку, походку.
Упражнение
«Грибы
большие и
маленькие»
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Танец-игра с листьями
Двигательные упражнения «Мы ногами
 Развитие чувства ритма.
– топ-топ-топ»
 Развивать
координацию
Динамическая пауза «Ветер»
движений
и
моторных
Шумовой оркестр
функций.
Упражнение на развитие чувства ритма
 Формировать
«Прогулка»
пространственные
Танец-игра с листьями
представления.
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Пальчиковая игра «Дом и ворота»
 Формирование
Закличка «Дождик»
динамической
координации «Огородный хоровод»
движения рук.
Массаж пальцев «Этот пальчик»
 Развитие речевого дыхания. Ритмическая игра «Кто как идет»
 Развивать фонематическое Ритмическая игра «Жили мыши на
квартире»
восприятие.
Двигательное упражнение «Репка»
Упражнение на развитие чувства темпа
«Поезд»
 Развитие
темпоПальчиковая игра «Паучок»
ритмической
организации
Пальчиковая игра «Осенний букет»
речи.
Двигательные упражнения «Мишки»
 Развитие
ритмической
Массаж «Грибной дождик»
выразительности, слуха.
Упражнение
«Грибы
большие и
 Стимулирование
маленькие»
двигательных
умений
и
Игра «Маленький ежик»
навыков.
Упражнение на развитие динамического
и ритмического слуха «Поезд»
Танец «Веселые сапожки»
 Формирование
Физкультминутка «Клен»
динамической
координации Упражнение на развитие дыхания
движения рук.
«Ветерок»
 Развитие речевого дыхания. Двигательные упражнения «Перелетные
 Развивать фонематическое птицы»
Игра «Птички»
восприятие.
Пальчиковая игра «Птички»
 Развитие
темпо- Физкультминутка «Мы шагаем по
ритмической
организации сугробам»
Ритмическое упражнение «Снежинки»
речи.
16

 Развитие
ритмической
выразительности.
 Стимулирование
двигательных
умений
и
навыков.

Зима в лесу

 Развитие речевого дыхания.
 Развивать переключаемость
артикуляционного аппарата.
 Расширение активного и
пассивного словаря.

 Формирование
динамической
координации
Дед Мороз движения рук.
спешит на елку  Развитие речевого дыхания.
 Развивать фонематическое
восприятие.

Украшаем
елочку

 Развитие
динамического
слуха.
 Развитие мелкой моторики.
 Укрепление
костномышечного аппарата.

Наступает
Новый год

 Развитие воображения.
 Развивать
подвижность
артикуляционного аппарата.
 Формирование
грамматического строя речи.

 Развитие
эмоциональной
сферы, воображения.
 Развитие динамической и
Новогодний
статистической координации
праздник в лесу
общих движений.
 Расширение активного и
пассивного словаря.
Рукавичка

 Развитие динамической и
статистической координации

Упражнение на развитие чувства ритма
«Падают снежинки»
Упражнение «Снег-снежок»
Пальчиковая игра-массаж «Пальчик –
мальчик»
Физкультминутка «Метель»
«Зимняя игра»
Ритмическое упражнение «Снежок»
Ритмическая игра «Следы зверей»
Упражнение на развитие дыхания
«Волки»
Игра «Догонялки»
Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»
Упражнение на развитие дыхания
«Вьюга»
Физкультминутка «Дед Мороз»
Ритмическое упражнение «Снежинки»
Игра «Снежинки и Дед Мороз»
Закличка «Морозушка – Мороз»
«Зимняя игра»
Физкультминутка «Наша елка»
Аппликация «Бусы повесили»
Дидактическая
играна
развитие
динамического слуха «Колокольчики
звенят»
«Танец с фонариками»
Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
Закличка «Морозушка – Мороз»
Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
Игра «Ритмическое эхо»
Ритмическое упражнение «Зажигаем
огоньки»
Танец кукол
Игра «Прятки»
Игра «Колпачок»
Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
Пьеса «На машине»
Ритмическая игра «Следы»
Стихотворение «Дед Мороз»
Двигательные упражнения «Лесные
гости»
Игра «Заморожу»
Закличка «Морозушка – Мороз»
Потешка
Ритмическая игра «Зайка»
17

Снеговик

Кошка и котята

Котята и щенок

У бабушки в
гостях

Как снеговики
солнце искали

Армейская

общих движений.
Танец «Снежок»
 Расширение активного и Игра «Зайцы и волк»
Танец мишек
пассивного словаря.
 Формирование правильной
осанки.
Потешка
 Развитие чувства ритма.
Игра «Метелица»
 Закрепление
навыков
Массаж «Снеговик»
массажа.
Физкультминутка «Попляшите»
 Развитие
зрительного
Игра на развитие чувства ритма
восприятия.
«Снеговики и снежинки»
Пальчиковая игра «Расскажу про
 Развитие слуха.
кошку»
 Закрепление
навыков Дидактическая игра на развитие слуха
«Кошка и котенок»
массажа.
 Развитие
зрительного Массаж тела «Заболела кисонька»
Ритмическая игра «Цапки»
восприятия.
Игра «Киса и мыши»
Пальчиковая игра «Расскажу про
 Развивать тонкие движения
кошку»
пальцев рук.
Потешка
 Развивать переключаемость
Игра «Киса и мыши»
движений.
Игра с собачкой
 Развивать
зрительное
Ритмическая игра «Котенок и щенок»
восприятие и внимание.
Потешка «Кисонька-мурысонька»
Двигательные упражнения «В гости к
бабушке»
 Формирование восприятия Пальчиковая игра «Бабушка и внучок»
отношений между предметами Ритмическое упражнение «Ладушкив пространстве.
ладошки»
Игра «Щенок Митрошка»
 Формирование
Пальчиковая игра «Расскажу про
двигательных умений.
 Развитие
слухового кошку»
Ритмическая игра «Оркестр»
внимания и памяти.
Игра «Киса и мыши»
Пестушка «Хамочек»
Потешка
Массаж «Снеговик»
 Развитие
динамического
Физкультминутка «Снежная баба»
слуха.
Ритмическая игра «Шагают снеговики»
 Развитие мелкой моторики.
Ритмическое упражнение «В лесу»
 Укрепление
костноИгра «Ритмическое эхо»
мышечного аппарата.
Двигательное упражнение
Игра «Зайка»
 Развитие

эмоциональной Упражнение «Машины»
18

карусель

сферы, воображения.
 Развитие динамической и
статистической координации
общих движений.
 Расширение активного и
пассивного словаря.

 Развитие чувства ритма.
 Развитие
динамического
Как цыплята
слуха.
солнце будили
 Закрепление
навыков
самомассажа.

 Закрепление
навыков
самомассажа.
 Развитие артикуляционной
Новая столовая
моторики.
 Ориентировка
в
пространстве.
 Развивать тонкие движения
пальцев рук.
В гости к нам
 Развивать переключаемость
пришли
движений.
матрешки
 Развивать
зрительное
восприятие и внимание.

Весеннее
солнышко

 Развитие
эмоциональной
сферы, воображения.
 Развитие динамической и
статистической координации
общих движений.
 Расширение активного и
пассивного словаря.

Весенняя

 Формирование

Физкультминутка «Эй, лошадка»
«Игра с лошадкой»
Упражнение на развитие дыхания
«Гудок»
Пальчиковая игра «Капитан»
Стихотворение «Самолет»
Игра «Космонавты»
Аппликация «Флажок»
Упражнение на развитие чувства ритма
«Цыплята»
Пальчиковый массаж «Сорока»
Двигательные упражнения «Зайчик»
Ритмическая игра «Сапожки»
Дидактическая игра на развитие
динамического слуха «Тихие и громкие
звоночки»
Закличка «Солнышки»
Пальчиковая игра «Мама»
Ритмическая игра «Письмо на снегу»
Музыкально-ритмическая
игра
«Строители»
Танец-игра «Вороны»
Массаж пальцев «Воробьи»
Игра «Ритмическое эхо»
Самомассаж «Сорока»
Игра «Скворушки»
Игра «Бубен»
Игра «Карусель»
Игра «Матрешки и мышки»
Танец «Мы – матрешечки»
Пестушка «Хамочек»
Упражнение «Солнышко»
Игра на развитие мимических движений
«Солнышко»
Игра «Солнышко»
Двигательные упражнения «Солнечные
зайчики»
Ритмическая игра «Сосульки»
Игра «Щенок Митрошка»
Пьеса «Ну-ка, веселее!»
Игра «Скворушка»
Пальчиковая
игра
«Большие
и
маленькие»

восприятия Упражнение

на

растяжение

мышц
19

капель

Прилетайте,
птицы!

Весенний
ручеек

Кораблик

отношений между предметами
в пространстве.
 Формирование
двигательных умений.
 Развитие
слухового
внимания и памяти.
 Развивать тонкие движения
пальцев рук.
 Развивать переключаемость
движений.
 Развивать
зрительное
восприятие и внимание.
 Развитие
эмоциональной
сферы, воображения.
 Развитие динамической и
статистической координации
общих движений.
 Расширение активного и
пассивного словаря.
 Формирование восприятия
отношений между предметами
в пространстве.
 Формирование
двигательных умений.
 Развитие
слухового
внимания и памяти.

 Развитие речевого дыхания.
 Ориентировка
в
схеме
Утренние лучи собственного тела.
 Развитие мимических мышц,
эмоциональной сферы.

 Развивать тонкие движения
пальцев рук.
Петушок и его  Развивать переключаемость
семья
движений.
 Развивать
зрительное
восприятие и внимание.

«Потягушки»
Детская пестушка
Закличка «Солнышко»
Ритмическая игра «Капель»
Игра «Воробей»
Игра «Я бегу, бегу, бегу»
Игра «Я бегу, бегу, бегу»
Музыкально-дидактическая
игра
«Колокольчик»
Игра-массаж ног «Строители»
Игра «Скворушки»
Игра «Замри»
Массаж пальцев «Воробьи»
Пальчиковая игра «Ладушки»
Ритмическая игра «Барабан»
Игра «Ежик и мыши»
Ритмическая игра «Белочка»
Музыкально-дидактическая игра на
развитие слуха «Лесная прогулка»
Игра «Вышел Мишка на лужок»
Пальчиковая игра «Ладушки»
Упражнение «Цыплята»
Упражнение «Плавный подъем рук»
Ритмическая игра «Лягушки»
Игра «Ну-ка, зайка»
Закличка «Солнышко»
Дыхательное упражнение «Ветер»
Игра «Корабль пришел»
Ритмическая игра «Курочки»
Пальчиковая игра «Цветы»
Дыхательное упражнение с цветами
Пестушка «Хамочек»
Упражнение «Потягушки»
Массаж тела «Умывание»
Пальчиковая игра «Ладушки»
Потешка «Петушок»
Двигательное упражнение «Петушиная
семья»
Игра «Куры и петух»
Ритмическая игра «Курочки»
Упражнение «Цыплята»
Игра «Курочка, цыплята и кошки»
Стихотворение «Храбрый цыпленок»
Ритмическая игра «Кто как ходит»
20

Колечко

 Формирование восприятия
отношений между предметами
в пространстве.
 Формирование
двигательных умений.
 Развитие
слухового
внимания и памяти.

Упражнение «Мы посадим все цветы»
Танец с цветами
Упражнение для пальцев «Колечко»
Пальчиковая игра «Коготки»
Физкультминутка «Гуси на прогулке»
Ритмическая игра «Индюк и овечка»

Двигательное упражнение «Олень»
Пальчиковая игра «Цветок»
Игра «Жуки»
 Развитие внимания.
Игра «Ритмическое эхо»
 Развитие равновесия.
Бобровый пруд
Пальчиковая игра «Ерши»
 Развивать
координацию
Ритмическая игра «На пруду»
движений.
Упражнение на равновесие «Аист»
Упражнение на развитие внимания
«Аист»
Содержание учебного плана 2-го года обучения
Тема занятий
Задачи
Содержание
Осень к нам
Ритмика, моторика, подвижные игры,
пришла
музыка для разминки
Спортивный марш, И.И.Дунаевский;
«Трик-трак»,
И.Штраус, музыка из мультфильма
 Формирование
восприятия «Огуречик»,
«Яблочко», Е., С. Железновы в
границ своего тела.
 Формирование
навыка сб.«Азбука-потешка». «Звери» - в сб.
распевки»,
регулирования
мышечного «Логопедические
Л.Гаврищева, Н.Нищева.
тонуса.
 Развитие коммуникативной, Гимнастика, артикуляционная
регуляторной, инструктивной, гимнастика, гимнастика для дыхания
Лес, полный когнитивной,
номинативной «Медвежонок», в сб. «Фонетическая и
сказок и чудес! функции речи.
логопедическая ритмика в ДОУ»,
 Освоение общения в диалоге. Н.Микляева, О.Родионова, Ю.Полозова
 Развитие
двигательной «Лошадка», «Покажите зубки», в кн.
активности, мелкой и общей «Логоритмика», Г.А.Волкова.
№ 1 из «Комплекса дыхательной
моторики.
 Развитие слухового внимания гимнастики для дошкольников», О.П.
Главтузова. «Гимнастика для дыхания и памяти.
 Расширение
активного
и в положении сидя», А.Стрельникова.
Дары осени
Развитие мелкой и общей моторики
пассивного словаря.
 Развитие динамической и «Сорока-ворона», народная потешка в
статистической
координации сб. «Ладушки», О.Крупенчук. «Играем
на
дудочке»,
народная
попевка;
общих движений.
«Снежинки-пушинки»,
в
сб.
21

Дикие и
домашние
животные

Зима пришла

Зимние забавы

Животные
Севера и
жарких стран

Новый год

 Развитие мимических мышц
 Развитие умения выполнять
музыкально-мимические
упражнения,
элементы
гимнастики для языка и губ.
 Формирование
умения
отражать
темпоритмические
особенности музыки в чётком и
синхронном движении.
 Освоение
умения
контролировать
силу
и
продолжительность вдоха и
выдоха
в
дыхательной
гимнастике, подражая педагогу.
 Формирование
навыка
сочетания
элементов
гимнастики для дыхания с
произнесением звуков.
 Развитие умения подчинять
движения музыке.

«Логоритмика
в
детском
саду»,
М.Гоголева. «Сортируем пуговки», из
сб.«300 3минутных игр для детей»,
Д.Силберг.
Озвучивание
сказок,
игра
на
музыкальных инструментах
«Зима в лесу» - народная сказка, сб.
«Сказочкишумелки»,
Е.,
С.
Железновы.
«Дождик», обр. Ю.Слонова в сб.
«Музыка в детском саду: старшая
группа», Н.Ветлугина, И.Дзержинская,
Л.Комиссарова.
Музыка для слушания и творческих
заданий
«Шутка» из Сюиты B-dur, И.С.Бах.
«Прогулка»,
М.Мусоргский.
«Колыбельная» в сб. «Ав-ав и Мяумяу», Е.,С.Железновы. «На тройке» «Времена года», П.Чайковский, и др.
«Калинка», «Коробейники» - народные
плясовые мелодии.
Ритмика, моторика, подвижные игры
«Сосульки» - народная игра-потешка,
«Котятки», О.Салдина. «Ножки и
ладошки», «Солдатик» - в сб. «Речь и
моторика», Ю.Соколова.
Гимнастика, артикуляционная
гимнастика, гимнастика для дыхания
«Озорные бровки», «Надуваем щёчки» в
сб. «Логоритмика», О.Новиковская.
«Часики»,
«Трубочка»,
в
кн.
«Логоритмика», Г.А.Волкова.
№3 из «Комплекса дыхательной
гимнастики для дошкольников», О.П.
Главтузова. «Гимнастика для дыхания в
положении сидя», А.Стрельникова.
Развитие мелкой моторики
Игры - шнуровки (М.Монтессори).
Пальчиковая
гимнастика,
игры:
«Избушка», «Осьминог», - в сб.
«Мелкая моторика: гимнастика для
пальчиков», Т.Ткаченко.
«Весёлые
гуси» - народная попевка, в сб.
«Логоритмика», О.Новиковская.
22

Весенняя
капель

Птицы

Весенняя
природа

Цветы

Лето, ах, лето

Народные
традиции

Озвучивание
сказок,
игра
на
музыкальных инструментах
«Два барана» - народная сказка.
«Пришла весна» в сб. «Сказочкишумелки», Е., С. Железновы. «Бубен и
погремушка», сб. «Музыка в детском
саду: старшая группа», Н.Ветлугина,
И.Дзержинская, Л.Комиссарова.
Музыка для слушания и творческих
заданий
«Куй, куй, ковалёк», в сб.«Азбукапотешка» - С.Железнов. «Приди, весна,
скорее»,
В.А.Моцарт.
«Смелый
наездник», Р.Шуман. «Танец эльфов»»,
Э.Григ. «Птичий двор», М.Мусоргский.
«Ой, лопнул обруч», «Рябина» народные мелодии.
Ритмика, моторика, подвижные игры
«Танец червяков», - в сб. «Аэробика для
малышей», Е., С. Железновы. «Кот и
мышь»,
в
сб.
«Логоритмика»,
О.Новиковская. «Кружись-кружись» «Весёлые уроки», Е., С. Железновы.
Гимнастика, артикуляционная
гимнастика, гимнастика для дыхания
«Лошадка»,
«Куколка»,
в
сб.
«Логоритмика», Г.А.Волкова.
«Медвежонок», в сб. «Фонетическая и
логопедическая ритмика в ДОУ»,
Н.Микляева, О.Родионова, Ю.Полозова
№4 из «Комплекса дыхательной
гимнастики для дошкольников», О.П.
Главтузова. «Гимнастика для дыхания в
положении сидя», А.Стрельникова.
Развитие мелкой и общей моторики
Упражнения с мозаикой: «Солнышко»,
в кн. «Когда ребёнок сводит вас с ума»,
Ле Шан.
Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», в
сб. «Песенки и игры с пальчиками», Е.и
С.Железновы. «Посчитаем пальчики»,
«Раз-два-три» народные
игрыпотешки.
Игра на музыкальных инструментах и
озвучивание сказок
23

Летняя
фантазия

«Лисичка-сестричка и скалочка» народные сказки;
«День рождения», сб. «Сказочкишумелки», Е., С. Железновы. «Дождик»,
югославская народная мелодия, в сб.
«Логоритмика», О.Новиковская.
Импровизационные
упражнения,
итоговое занятие
Музыка для слушания и творческих
заданий
«Шопен»,
«Кьярина»,
Р.Шуман; народные мелодии - «Я на
горку шла...» и др.; «Из глубин души
взываю к тебе, Господь», И.С. Бах;
«Вальс цветов», Симфония №5,1ч.,
П.Чайковский; «Мельник и ручей»,
Ф.Шуберт.

Содержание учебного плана 3-го года обучения
Тема занятий
Задачи
Содержание
В гостях у
Песня-игра «Листочки»
лесовичка
Двигательные упражнения «Прогулка в
(Деревья и
лес»
кустарники)
Пальчиковая гимнастика «Деревце»
Игра «Деревья»
 Закрепление знаний частей Упражнение для передачи
тела
и
проявление ритмического рисунка
координационной
точности Артикуляционная гимнастика (по плану
движений
в
музыкально- логопеда)
образных играх и элементах Коммуникативный танец-игра
«Поиграем веселей»
гимнастики.
 Закрепление
навыков Дыхательное упражнение «Ветерок»
В траве сидел регулирования
мышечного Фонопедическое упражнение «Муха»
кузнечик
тонуса
в
музыкальных Песни «Комар», «Жуки»
(Насекомые) групповых играх и заданиях с Артикуляционная гимнастика
«Муравьи»
элементами гимнастики.
 Закрепление
умения Пальчиковая гимнастика «Кокон»
выполнять
музыкально- Дыхательная гимнастика «Поймаем
пальчиковые
игры бабочку»
самостоятельно под музыку, Упражнение на развитие общей
выполнять
сложные моторики «В полюшке за бугром»
Коммуникативный танец-игра
пальчиковые фигуры.
 Формирование
умения «Поиграем веселей»
Лесной
уверенно
выполнять Фонопедическое упражнение «Эхо»
магазин
пальчиковую гимнастику в (Вопрос-ответ)
(Грибы. Ягоды) заданном
темпоритме, Упражнение на развитие координации
24

Осеннее
настроение
(Осень)

Спор овощей
(Овощи)

Фруктовое
лукошко
(Фрукты)

Рассказ
лягушкипутешественн
ицы
(Перелетные

закрепление знаний названий
пальцев и движений, связанных
с ними.
 Формирование
умения
выполнять
музыкальноигровую гимнастику для губ,
языка, мимики самостоятельно,
по очереди и синхронно в
группе;
 Закрепление умения менять
темп, руководствуясь сменой
частей
музыкальногимнастического
комплекса
самостоятельно.
 Развитие
номинативной,
когнитивной,
регуляторной,
коммуникативной,
инструктивной функции речи.
 Развитие общения в диалоге,
освоение монологичной речи.
 Закрепление
умения
выполнять
элементы
музыкально-дыхательной
гимнастики: сидя, лёжа, стоя.
 Формирование
умения
самостоятельно менять темп в
смене упражнений, подчиняясь
музыкальному ритму.
 Формирование
умения
сочетать
дыхание
с
произнесением звуков, слогов,
слов
и
элементами
гимнастических упражнений.

«По ягоды»
Упражнение на развитие мимики
«Малиновое и клюквенное варенье»
Пальчиковая игра «Грибочки»
Артикуляционная гимнастика «Веселые
слоги»
Песня «Загадка»
Коммуникативная игра-танец «Веселые
пары»
Фонопедическое упражнение
«Погреемся»
Песня-игра «Листочки»
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Логопедическая распевка «Кормушка»
Коммуникативная игра «Туча»
Ритмическая игра «Капли»
Упражнение на дыхание «Дует, дует,
ветерок» (по плану логопеда)
Пение «Гимн ноябрю»
Упражнение на развитие общей
моторики «На огороде»
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка
однажды…»
Коммуникативная игра «Пирожки»
Ритмическое упражнение «Повтори,
дружок за мной»
Упражнение на развитие координации
речи с движением «Грядка»
Массаж «Капуста»
Пение «Груша»
Упражнение на развитие мимики
«Лимон», «Яблочное повидло»
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Упражнение на развитие общих
речевых навыков, координации речи и
движения, развития мелкой моторики
«Садовник»
Хороводная игра «Яблоня»
Коммуникативный танец-игра
«Веселые пары»
Упражнение на развитие общей
моторики «Журавль»
Песня «Лягушки и журавлики»
Артикуляционная гимнастика по плану
логопеда.
25

птицы)

В мире
животных
(Дикие
животные)

У бабушки в
деревне
(Домашние
животные)

Петушок –
золотой
гребешок
(Домашние
птицы)

Снеговик
принес письмо
(Зима)

Упражнение на развитие координации и
правильного дыхания «Журавли учатся
летать»
Коммуникативная игра-танец «Веселые
пары»
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Логопедическая распевка «Звери»
Песня «Ежик»
Упражнение на развитие общей
моторики «Про медведя»
Чистоговорка с массажем «Кенгуру»
Пальчиковая сказка «Рукавичка»
Упражнение на развитие мимики и
звукоподражания «Зоопарк»
Арт.гимнастика «Обезьяны»
Фонопедическое упражнение «Корова»
Логопедическая распевка «Корова»,
«Конь»
Упражнение на развитие мелкой
моторики «Дудочка»
Песня «Котенок»
Арт.гимнастика «Собака»
Упр.на дикцию и мелк.моторику «Котцарапка»
Фонопедическое упражнение
«Петушок»
Логопедическая распевка «Утки»,
«Петух»
Песня «Гуси»
Пальчиковая гимнастика «Кря-кря» (по
плану логопеда)
Игра на развитие творческих
способностей и воспитания выдержки
«Гусь»
Упражнение -игра на развитие речевого
дыхания «Куры, гуси»
Фонопедическое упражнение «Метель»
Песня «Елка»
Речевая игра с движением «Снеговик»
Упражнение на развитие
выразительности речи, мимики и
движений «Снеговички и сосульки»
Упражнение на развитие координации и
ритма «Зима»
Игра «Зимняя пляска»
26

Приключения
вороны
(Зимующие
птицы)

Зимние забавы
(Зимние
развлечения)

В доме моем
(Семья)

Край родной
(Россия. Наш
край)

Комплекс дых.упр. «Погреемся»
Фонопедическое упражнение «Метель»
Логопедическая распевка «Ворона»,
«Воробьишка»
Упражнение на развитие ритма
«Воробьи, воробышки»
Игра «Зимняя пляска»
Пальчиковая гимнастика «Пой-ка,
подпевай-ка»
Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»
Упражнение на дыхание «Ворона»
Фонопедическое упражнение «На
коньках»
Речевая игра «Ты, мороз»
Упражнение на развитие общей
моторики «Игра в снежки»
Артикуляционная гимнастика «Катание
на санках»
Упражнение на развитие координации и
ритма «Зима»
Комплекс дыхательных упражнений
«Погреемся»
Логопедическая распевка «Доброе
утро»
Песня «Мы в городе родились»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Артикуляционная гимнастика по плану
логопеда
Упражнение на развитие координации,
общей моторики «Мы на лыжах в лес
идем»
Коммуникативный танец-игра
«Семейный вальс»
Фонопедическое упражнение «Глобус»
Песня «Родной край»
Упражнение на развитие координации
«Береза»
Артикуляционная гимнастика по плану
логопеда
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Упражнение на развитие координации,
общей моторики «Мы на лыжах в лес
идем»
Коммуникативная игра «Здравствуй,
27

Дом, в котором
мы живем
(Дом. задание)

Новоселье
(Мебель)

У меня
зазвонил
телефон
(Электроприбо
ры)

Защитники
Отечества
(23 февраля)

друг»
Фонопедическая игра «Строим дом»
Песня «Мы в городе родились»
Пальчиковая игра «Песочный дом»
Ритмическая игра «Молоток»
Артикуляционная гимнастика
«Маляры»
Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Теремок»
Коммуникативная игра «Ворота»
Логопедическая распевка «Стул»
Песня «Ночь прошла»
Пальчиковая гимнастика «Наша
квартира»
Артикуляционная гимнастика по плану
логопеда
Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Теремок»
Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»
Коммуникативная игра «Улыбнуться не
забудь»
Коммуникативная игра «Провода» (по
плану логопеда)
Логопедическая распевка «Девочки и
мальчики»
Пальчиковая гимнастика «Телефон» (по
плану логопеда)
Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое эхо)
Артикуляционная гимнастика «Веселые
слоги»
Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Электрическая
швейная машина»
Игра на расслабление «Пылесос и
пылинки»
Фонопедическое упражнение «Салют»
Песня «Гимн февралю»
Игра «Оловянный солдатик»
Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое эхо)
Пальчиковая гимнастика «Аты-баты»
28

Марьяискусница
(Одежда)

Как Зайчонок
маму искал
(8 марта)

Обувной
магазин
(Обувь)

Волшебная
шляпа
(Головные
уборы)

Речевая игра «Барабанщик»
Упражнение на развитие координации
«Самолет»
Логопедическая распевка «Платье»,
«Брюки»
Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Электрическая
швейная машина»
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
Арт. гимнастика «Веселые слоги»
Ритмическое упражнение «Повтори,
дружок за мной»
Ком.танец –игра «Перекрестный танец»
Логопедическая распевка «Мамочка»
Песня «Ночь прошла»
Артикуляционная гимнастика
«Обиделась мама»
Игра « С любовью к маме»
Коммуникативная игра «Пирожки»
Упражнение-игра «Ходьба на носках и
пятках»
Ком.танец –игра «Перекрестный танец»
Двигательные упражнения «Сапожная
мастерская» («нитка с иголкой»,
«молоточки», «чистка») по плану
логопеда
Логопедическая распевка «Ботинки»,
«Тапки»
Упражнение на развитие мимики
(«Новые туфли», «Ботинки порвались»,
«Грязные башмаки») по плану логопеда
Упр.на коррекцию речи и движения
«Башмачок»
Пальчиковая гимнастика «Новые
кроссовки»
Коммуникативный танец-игра
«Сапожники»
Песня «Музыка, здравствуй»
Двигательная игра «Нитка с иголкой»
(разные виды «швов»: ходьба
«змейкой», поскоки, галоп) по плану
логопеда
Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Электрическая
швейная машина»
29

Федорино горе
(Посуда)

Как Незнайка
ходил в
магазин
(Продукты
питания)

О чем плачет
сосулька
(Весна.
Растительный
мир)

В лесу весной
(Весна.
Животный мир)

Пальчиковая гимнастика «Головные
уборы» по плану логопеда
Арт. гимнастика «Веселые слоги»
Коммуникативный танец –игра
«Перекрестный танец»
Фонопед.упр. «Чайник»
Логопедическая распевка «Тарелка»,
«Чашка»
Упражнение на развитие творческого
воображения, общих речевых навыков
«Чайник»
Пальчиковая гимнастика «Посуда» по
плану логопеда
Речевая игра с муз.инструментами
«Кухонный оркестр»
Коммуникативная двигательная игра
«Тамди-песенка»
Логопедическая распевка «Каша»
Артикуляционная гимнастика
«Пирожки»
Пальчиковая гимнастика «Чебурек»
Упражнение на дыхание «Каша кипит»
Упражнение на развитие мимики
«Конфета», «Горячий чай»
Коммуникативная игра «Пирожки»
Фопедическое упражнение «Голоса
вьюги весной»
Пальчиковая гимнастика «Веселый
художник»
Песня «Травка-муравка»
Артикуляционная гимнастика «Белка
шишку грызет»
Упражнение на развитие координации
«Клен»
Коммуникативный танец –игра
«Перекрестный танец»
Фонопедическое упражнение «В лесу
весной»
Песня «Целебные звуки»
Упражнение на развитие координации
«Солнышко»
Пальчиковая сказка «Рукавичка»
Упражнение на развитие мимики
«Лиса»
Артикуляционная гимнастика «Белка
30

Паровозик из
Ромашково
(Виды
транспорта)

Очумелые
ручки
(Профессии на
транспорте)

На парад идут
солдаты
(День Победы)

Приключения
Буратино
(Школа)

шишку грызет»
Коммуникативная двигательная игра
«Тамди-песенка»
Фонопедическое упражнение «Паровоз
привез нас лес»
Песня «Мчится паровоз»
Пальчиковая игра «Веселится детвора»
Упражнение на развитие координации
«Самолет»
Упражнение на развитие координации
«Теплоход»
Упражнение на развитие координации
«На шоссе»
Дыхательная гимнастика «Насос»
Фонопедическое упражнение
«Космонавт» (Ракета), «Ракета
приземлилась»
Упражнение на развитие общей
моторики и координации «Ракета»
Логопедическая распевка «Песенка
шофера» (Грузовик)
Упражнение на развитие координации
«Летчик»
Пальчиковая гимнастика «Пилоты»
Упражнение на развитие координации
«На шоссе»
Дыхательная гимнастика «Насос»
Фонопедическое упражнение «Салют»
Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое эхо)
Пальчиковая гимнастика «Аты-баты»
Артикуляционная гимнастика «Парад»
Речевая игра «Барабанщик»
Упражнение на развитие координации
«Самолет»
Фонопедическая гимнастика «Буратино
на уроке»
Пальчиковая гимнастика «В школу
скоро я пойду»
Пение «До свиданья, сад!»
Речевая игра «Эхо»
Упражнение на развитие координации
движений «Раз-два»
Коммуникативный танец-игра
31

Вот чему мы
научились!

«Веселые дети»
Песня «Музыка, здравствуй»
Пальчиковая гимнастика «Наша
группа»
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Котик Рыжик в детском саду»
Речевая игра «Эхо»
Упражнение на развитие мелкой
моторики и ритма «Упражнение с
деревянными палочками»
Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»

32

2.4. Календарный учебный график
Планирование дополнительного образования

01 – учебные дни
* - предпраздничные дни
01 – выходные и праздничные дни
01 – каникулярные дни (отпускные дни)
33

Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Количество часов в
год на одну группу:

Количество дней
Календарные дни
Учебные дни в год
30
8
31
9
30
9
31
9
31
7
28
8
31
9
30
9
31
8
30
Каникулярный период
31
4
31
10
365

90

Режим занятий: в течение одного учебного года на одну группу планируется
проводить по 2 занятия в неделю по 1 ак. часу.

34

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Методическое
и
материальное
общеобразовательной общеразвивающей программы

обеспечение

дополнительной

Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение
1. Музыкальный инструмент - фортепиано, (баян), 1.Информационная
и
музыкальный
центр,
детские
музыкальные справочная литература.
инструменты, флажки, стулья, микрофон, колонки,
шумовые игрушки, массажные и резиновые мячики,
тканевые мешочки, наполненные травами, камушками,
песком и т.д., картинки с изображением домашних и
диких животных, птиц и др., проектор, экран.
2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.

2. Методическая литература

3. Записи фонограмм детских песен, классических 3.Наглядные
произведений на компакт-дисках и флеш-картах, презентации
видеотека логоритмических игр.
Серия компакт-дисков для общего развития детей от 0
до 7 лет: «Мамины уроки», «Песенки-инсценировки»,
«Аэробика», «Азбука - потешка», «Весёлые уроки»,
«Катенька
и
кот»,
«Игровая
гимнастика»,
«Гимнастика для малышей», «Абсолютный слух»,
«Золотые ворота», «Ёлка», «Наш оркестр», «Горелки»,
«Песенки и игры с пальчиками» №1, №2, «Игры для
здоровья», «Сказочки - шумелки», «Ав - ав и мяу - мяу»,
«Музыкальный зоопарк», «Пять поросят», «Топ - топ»;
Е. и С. Железновы;. К. Сен-Санс «Карнавал животных»;
«В. Моцарт симфонии, сонаты, концерты»; П.
Чайковский «Времена года», «Детский альбом» - циклы
фортепианных миниатюр; Э. Григ, «Симфонические
сюиты»; «Симфонии Й. Гайдна от А до Я»; сборник CD
«Энциклопедия органной музыки»; сборник CD
«Золотая коллекция: И.С. Бах», CD «Учимся петь,
играя» - русские народные и авторские песни С.
Коротаевой, Ю. Слонова, Н. Суховой, И. Конвенан, М.
Парцхаладзе и др.

пособия,

35

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста, СПб.: Музыкальная палитра, 2012г.
2. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб.: Музыкальная
палитра, 2004г.
3. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М.: ВЛАДОС, 2002г.
4. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим
недоразвитием речи (автореферат МГГУ им. М.А. Шолохова). М., 2009г.
5. Каплунова И., Новоскольцева И. «Умные пальчики», СПб.: Невская нота, 2009 г.
6. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М.: ТЦ-Сфера, 2006г.
7. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет., М.: ТЦ
Сфера, 2010г.
8. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет., М.: ТЦ
Сфера, 2010г.
9. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет., М.: ТЦ
Сфера, 2010г.
10. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М.: Скрипторий,
2013г.
11. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет,
М.: ТЦ Сфера, 2005г.
12. Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М.: Мозаика -Синтез, 2003г.
13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Методическое пособие «Развитие связной
речи», М.: Гном, 2018г.
14. Кудрявцева В.Т., Егорова Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления», М.:
ИНКА-ПРЕСС, 2000г.
15. Куликовская Т.А. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах
и картинках», М.: Гном, 2016г.
16. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей
работы в детском садике», СПб.: Детство-Пресс, 2014 г.
17. Родина М.И. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки». Методическое
пособие по интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, СПб.: Музыкальная
палитра, 2014г.
18. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по
централизованной деятельности, СПб.: Музыкальная палитра, 2009г.
19. Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для
дошкольников. СПб.: Детство-пресс, 2013г.
20. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками», журнал
Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», 2004-2010г.
21. Филичева Т.В., Чиркина Г.В. Программа и методические рекомендации
«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием», М.: Школьная Пресса, 2003г.
22. Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М.: ТЦ-Сфера, 2010г.
23. Щетинин М.Н. Методическое пособие «Стрельниковская дыхательная гимнастика
для детей», М.: Айрис-Пресс, 2008г.
36

5. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Диагностика уровня освоения программы

Группа № ______
№
П Ф.И. Ребенка
№

Слуховое
внимание
Н
К

Сводная таблица результатов
Дата: ____________________
Слухоречевая
Двигательная
память
память
Н
К
Н
К

Общая моторика
Н

К

Мелкая
моторика
Н
К

Ориентировка в
пространстве
Н
К

1
2
3
4
5
6
7
8
9

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».