Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Радуга талантов

Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………...3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы………………………………………….4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы………………………......4
1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………………………...5
1.3. Система оценки результатов освоения программы……………………………….....7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения………………………………………………………….......……...10
2.2. Описание приемов и форм при реализации программы…........................................10
2.3. Учебный план………………………………………………………………………….13
2.3.1. Содержание учебного плана.……………………………………......................15
2.4. Календарный учебный график…………………………………………………….....27
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое
и
материальное
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы ………………………………………29
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...….30
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Диагностика уровня освоения программы…………………………….31
Приложение 2. Физминутки, пальчиковые игры………………………………………..32

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка. Именно в этом возрасте
закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка. Изобразительное
творчество - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира
посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в
единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира, эстетического
воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью
ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое
восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и
развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в
пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация
глаза и руки, владение кистью руки.
Данная программа рассматривает актуальное направление художественного творчества нетрадиционные техники рисования. Рисование необычными материалами, оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное
рисование доставляет детям множество положительных эмоций, несомненно, достоинством таких
техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и
доступна каждому ребенку.
Проведение художественных занятий, в том числе с использованием нетрадиционных
техник:
 способствует снятию детских страхов;
 развивает уверенность в своих силах;
 развивает пространственное мышление;
 учит детей свободно выражать свой замысел;
 побуждает детей к творческим поискам и решениям;
 учит детей работать с разнообразным материалом;
 развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
 развивает чувство фактурности и объёмности;
 развивает мелкую моторику рук;
 развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
 способствует получению детьми эстетического удовольствия.
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет
инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы
развития детского художественного творчества. Для рисования используются природные,
бросовые, самодельные инструменты. Нетрадиционное рисование раскрывает возможность
использования хорошо знакомых детям бытовых предметов в качестве оригинальных
художественных материалов.
Работа по программе организуется в форме совместной работы с педагогом, коллективной
и самостоятельной деятельности.
Занятия построены с учетом возрастных возможностей детей и имеющихся навыков
художественно-продуктивной деятельности.
В реализации программы участвуют дети 3 – 7 лет.
Ежегодно обучающие объединяются в группы по примерному возрасту:
3

 дети 3-5 лет
 дети 5-7 лет.
Расписание занятий строится из расчета два занятия в неделю по группам.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
При реализации программы организуются тематические выставки работ детей.
Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы - создание условий для развития у детей творческих способностей и
устойчивого интереса к изобразительному творчеству.
Задачи программы:
 расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;
 знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием
художественных материалов и приёмами работы с ними;
 развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию,
наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление, любознательность, желание
экспериментировать;
 воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом;
 формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
 воспитывать умение доводить начатое дело до конца, умение работать в коллективе и
индивидуально.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы построения программы:
 от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
 принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей
обучения, этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного
решения;
 принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная
память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
 принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный
процесс;
 принцип связи обучения с жизнью заключается в том, что изображение должно опираться
на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности;
 доступность предлагаемого материала в соответствии с возрастными особенностями
детей;
 принцип доверия и поддержки - верить в ребенка, доверять ему, поддерживать его
стремление к самореализации.
При реализации программы учитывается психолого-педагогические условия:
 опора на детскую любознательность, на такие виды познавательной активности, как
наблюдение, познавательное общение;
 организация образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей;
 поддержка детской непосредственности, стимуляция фантазии, воображения, творческого
мышления.
4

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Ожидаемый результат: посредством данной программы педагог получит возможность
более эффективно решать задачи формирования творческих способностей и интереса к
изобразительному творчеству у детей дошкольного возраста. Так как представленный материал
способствует:
 развитию мелкой моторики рук;
 обострению тактильного восприятия;
 улучшению цветовосприятия;
 концентрации внимания;
 повышению уровня воображения и самооценки;
 расширение и обогащение художественного опыта;
 активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
 умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к
видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные
средства.
Характеристика возрастных изобразительных возможностей детей 3-5 лет.
В этом возрасте ребенок начинает осознаннее воспринимать произведения художественноизобразительного творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете,
композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия,
поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном,
печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с
искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются
такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Рисунки становятся предметным и
детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы,
простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской,
промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием
туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.
Характеристика возрастных изобразительных возможностей детей 5-6 лет.
Это возраст наиболее активного рисования. Творческие проявления становятся более
осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно
подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное
(замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование
техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии
краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки,
смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать
основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети
называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки. Форму
прямоугольников, овалов, треугольников.
Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: жизненные ситуации, воображаемые
ситуации. Рисунки приобретает сюжетные картинки. Изображения человека становится более
детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, брови, нос,
подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Детям 5-6 лет уже доступны
целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные
отношения, включать группу людей и животных в различных условиях.
5

Характеристика возрастных изобразительных возможностей детей 6-7 лет.
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам 6-7 лет понимать
художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств
выразительности, эстетически оценивать результат художественной деятельности. Дошкольники
начинают проявлять интерес к художественным произведениям, понимать их ценность.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно
следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который
теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес.
Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают
множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные
картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника
рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции,
цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы
гуашью (по сырому и сухому), использовать способы различного наложения цветового пятна, а
цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в
рисунке главного. Им становятся доступны приёмы декоративного украшения.
Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой с
помощью педагога.
К концу освоения программы дети:
 могут сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных
целях;
 знают и называют основные цвета спектра;
 знают основные способы применения кисти, карандаша, красок;
 умеют смешивать основные цвета спектра для получения дополнительных цветов;
 используют различные известные ему способы рисования и средства выразительности
(линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
 плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
 изображают предметы по памяти, используя основные и составные цвета для создания
различных образов;
 создают композиции на листах бумаги разной формы;
 передают настроение в творческой работе;
 знают и используют разные приемы нетрадиционного рисования;
 развернуто комментируют свою работу;
 понимают значение художественных терминов (краски, палитра, композиция, линия,
орнамент, художник, силуэт, пятно, роспись и др.);
 знают названия инструментов, приспособлений;
 дети проявляют воображение, самостоятельно создавая простые сюжетные композиции,
используя нетрадиционные материалы и инструменты;
 умеют различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика,
народное декоративное искусство);
 умеют создавать изображения предметов с натуры.

6

1.3.Система оценки результатов освоения программы
Систему оценивания можно разделить на две группы: первая - анализ продуктов
деятельности, вторая - анализ процесса деятельности. Это позволит всесторонне охарактеризовать
деятельность и ее продукты.
Анализ продуктов деятельности.
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком
изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить
уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения детьми
композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»: этот критерий оценивается тогда, когда
задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы занятия.
2. Передача формы:
 форма передана точно;
 есть незначительные искажения;
 искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
 части расположены верно;
 есть незначительные искажения;
 части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
 пропорции предмета соблюдаются;
 есть незначительные искажения;
 пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией
выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе:
 по всему листу;
 на полосе листа;
 не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
 соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
 есть незначительные искажения;
 пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
 движение передано достаточно четко;
 движение передано неопределенно, неумело;
 изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии или
вытекает из темы занятия.
7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует
передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое
отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
 передан реальный цвет предметов;
7

 есть отступления от реальной окраски;
 цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
выразительности изображения:
 многоцветная или ограниченная гамма - цветовое решение соответствует замыслу и
характеристике изображаемого;
 преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
 безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми
цветами).
Анализ процесса деятельности:
1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у
детей ручной умелости этот критерий включает следующие группы показателей):
а) характер линии:
 слитная;
 линия прерывистая;
 дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
 средний;
 сильный, энергичный;
 слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
 мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
 крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
 беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
 ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
 ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
 ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более
детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
 адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
 эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы
увеличивается, при критике - сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
 безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
 адекватна;
 неадекватна (завышенная, заниженная);
 отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично)
ребенок относится:
 к предложенному заданию;
 к процессу деятельности;
 к продукту собственной деятельности.
8

З. Уровень самостоятельности:
 выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости
обращается с вопросами;
 требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
 необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с
вопросами к взрослому не обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не
количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну, две и три группы показателей, оценка дается по
трехбалльной системе: 1-й - З балла, 2-й -2 балла, З-й - 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются.
Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, - 45, низшее - 15 баллов. На основе
набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками
изобразительной деятельности (Приложение 1).

9

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
В содержательном разделе представлен учебный план, содержание учебного плана,
календарный учебный график, описание приемов и методов, а также видов и техник,
используемых в работе студии.
Общие правила проведения занятий
Работа ведется в группах, объединенных по примерному возрасту. Темп работы
определяется в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Содержание занятий предполагает смену видов деятельности: непосредственное
выполнение художественной работы с включением пальчиковой гимнастики и физкультминуток.
Включение подобных заданий способствует психологической разрядке и восстановлению сил,
благоприятно сказывается на работоспособности и здоровье детей.
Главным условием организации занятий с дошкольниками является создание атмосферы
взаимопонимания и уважения между детьми и педагогом, основанной на доверительном
отношении друг к другу и взаимоуважении, обеспечении чувства эмоционального комфорта и
психологической защищённости.
В спокойной, доброжелательной, творческой, заинтересованной атмосфере ребенок может
раскрыться, развить и реализовать свои творческие способности. Педагог к каждому занятию
должен подойти творчески, используя разнообразные методы и приемы реализации программы.
2.2.Описание приемов, методов, видов и техник при реализации программы
Приемы и методы работы:
 эмоциональный настрой - использование музыкальных произведений, просмотр
видеороликов;
 практические - упражнения, самостоятельная продуктивная деятельность детей,
экспериментирование;
 игровые методы – пальчиковые игры, физкультминутки, динамические паузы,
художественные игры;
 словесные методы - рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая
драматизация, словесные приемы - объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
 наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ
способов выполнения и др.
Виды и техники нетрадиционного рисования, используемые при реализации
программы:
1.Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы
большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (кисть руки) или
окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой,
окрашенными разными цветами. После работе руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко
смывается.
2.Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
10

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки,
пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы
пальчики вытираются салфеткой, затем легко гуашь смывается.
3.Оттиск печатками из картофеля (поролоном, пенопластом).
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера,
кусочки поролона, пенопласта, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
4. Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера,
смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце,
и смятая бумага.
5.Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге.
Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается
незакрашенным.
6.Свеча +акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист
акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
7. Рисуем с помощью открыток.
Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому
незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Например, вырезать из открыток и
наклеить сказочный домик, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и
изобразительные навыки, бесспорно, дорисует рисунок.
8.Кляксография обычная.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и
выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист
накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну
половину капнуть гуашь, а с другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение
рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
9. Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка,
трубочка (соломинка для напитков).
11

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску,
выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так,
чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.
Недостающие детали дорисовываются.
10. Кляксография с ниточкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка,
шерстяная нить.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на
лист бумаги выкладывается из ниток изображение, оставляя один ее конец свободным. После
этого сверху накладывают другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за
кончик. Недостающие детали дорисовываются.
11. Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5,5
см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о
картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
12.Тычкование.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт
пушистого или колючего животного.
При рисовании этим способом краска должна быть густой (консистенция сметаны).
Желательно раскладывать её понемногу (3-4 мм) на палитру. Кисточка должна быть жёсткой натуральная щетинная, и самое главное, сухой (т.е. перед работой её не надо окунать в воду). Для
достижения большего эффекта, рекомендуется подрезать кисть на 2-3 мм. Краски на кисточку
необходимо набирать мало, только на её край. При нанесении тычка, кисточка находится в
вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.
После каждого промывания кисточку следует тщательно вытереть насухо.
13. Рисование на мокрой бумаге.
Бумагу смачивают кистью либо ваткой, смоченной в воде. Смачивают весь лист или
определенную часть для произведения неясных образов.
14. Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его
половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные).
После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается
пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист
после рисования нескольких дорисовок.
15. Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства
в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине
листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж
12

выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для
отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск,
оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно
использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем
она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
16. Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько
вышеописанных. В целом в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дети не только
знакомы с различными приемами изображения, но и не забывают о них, а к месту использует,
выполняя заданную цель.
2.3. Учебный план

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Учебный план 1-го года обучения
Наименование темы

Печать листьев
Рисование пальчиками
Рисование ладошкой, кулачком
Монотипия
Рисование методом тычка
Смешивание цветов
Кляксография
Выдувание, рисование ватными палочками
Рисование по сырому
Набрызг
Рисование солью
Рисование поролоном
Рисование мыльными пузырями
Оттиск печатками, поролоном, пенопластом
Рисование ватными палочками и скомканной бумагой
Рисование нитками
Рисование стеклом
Печать поролоном + рисование пальчиками
Рисование-экспериментирование
Коллаж –экспериментирование
Набрызг + печать поролоном по трафарету
Рисование манной крупой
Рисование-фантазирование с элементами детского дизайна
Итого:

Кол-во
часов

4
7
7
2
5
4
4
5
4
4
3
4
2
3
5
2
2
4
5
3
4
3
4
90

13

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Учебный план 2-го года обучения
Наименование темы

Печать листьев
Рисование пальчиками
Рисование ладошкой, кулачком
Тычкование, монотипия
Рисование методом тычка
Смешивание цветов
Кляксография
Выдувание, рисование ватными палочками
Рисование по сырому
Набрызг
Рисование солью
Рисование поролоном
Рисование мыльными пузырями
Оттиск печатками, поролоном, пенопластом
Рисование ватными палочками и скомканной бумагой
Рисование нитками
Рисование стеклом
Печать поролоном + рисование пальчиками
Рисование-экспериментирование
Коллаж –экспериментирование
Набрызг + печать поролоном по трафарету
Рисование манной крупой
Рисование-фантазирование с элементами детского дизайна
Оттиск пробкой, печатками из ластика, ватными палочками
Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование
Итого:

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Учебный план 3-го года обучения
Наименование темы

Рисование пальчиками
Коллаж
Оттиск листьями по трафарету, набрызг
Рисование-экспериментирование
Рисование пальчиками, оттиск пробкой
Тычкование жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой
Ниткография
Тычкование, монотипия
Оттиск пробкой, печатками из ластика, ватными палочками

Кол-во
часов

4
6
6
3
4
3
4
4
4
4
3
4
2
4
4
2
2
4
4
3
4
3
3
3
3
90

Кол-во
часов

4
2
3
3
3
3
3
4
3
14

10
11
12
13
14
15
16
17
18

Оттиск смятой бумагой
Набрызг
Рисование свечой и акварелью
Рисование ниткой, оттиск пробкой, ватной палочкой
Кляксография трубочкой, рисование солью
Рисование акварелью по мокрому, создание эффектов солью
Рисование ладошками
Рисование мыльной пеной
Рисование в технике «по мокрому листу», кляксография с трубочкой

3
3
4
3
3
4
3
3
3

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Монотипия на стекле
Рисование «по мокрому листу» пальчиками, ватной палочкой
Рисунок с помощью открыток
Тычок жесткой полусухой кистью
Рисование пальчиками, ватными палочками
Рисование декоративной посуды, оттиск поролоном
Набрызг, печать поролоном по трафарету
Использование знакомых техник по выбору детей
Кляксография с трубочкой
Монотипия
Восковые мелки, акварель, ватные палочки
Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование

2
4
2
3
3
2
3
3
2
3
3
3

Итого

90

2.3.1. Содержание учебного плана
Содержание учебного плана 1-го года обучения.
Выдувание «Наступила осень»
 познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его
выразительные возможности;
 помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект
получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной
работы легких (выдувание рисунка) что даёт случайный, непредсказуемый эффект.
Оттиск «Деревья», «Яблоня»
 познакомить детей с техникой «оттиск»;
 учить детей набирать краску на предмет и делать оттиск;
 развивать мелкую моторику рук;
 учить детей набирать краску на палец;
 учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура.
Печать листьями «Осенний ковер»
 закрепить работу с техникой печатания листьев;
 развивать цветовосприятие;
 учить смешивать краски прямо на листьях.
Рисование скомканной бумагой «Ветка рябины», «Ветки деревьев»
 познакомить детей с техникой рисования скомканной бумагой;
 учить ребят наносить краску на салфетку и оставлять отпечаток на бумаге;
15

 учить изображать ветки деревьев.
Кляксография «Веселые кляксы»
 познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её
выразительные возможности;
 учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для
придания им законченности и сходства с реальными образами;
 развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
Ниткография «Грибы в корзинке»
 познакомить с техникой рисования с помощью ниток;
 развивать пространственное мышление.
Смешанная техника «Осень золотая»
 учить детей обобщать в изображениях результаты своих наблюдений за изменениями в
природе и социальной жизнью: учить детей использовать разнообразные цвета (красный, желтый,
зеленый, оранжевый) в изображениях предметов и явлений окружающей природы;
 закреплять умение ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху, внизу,
посередине, слева, справа; закреплять у детей навык рисования дерева кистью (ствол – концом
кисти и плашмя, ветки – концом кисти, листву – техникой тычкования (ватными палочками).
Коллаж –экспериментирование «Краски яркие вокруг»
 использовать различные техники рисования;
 развивать самостоятельность и желание экспериментировать с красками;
 развивать чувство цвета, формы, композиции.
Восковые мелки + гуашь (акварель) «Осенние листочки»
 учить выделять выразительные средства, характерные для поэтических и музыкальных
произведений о природе, сопоставлять и анализировать их; формировать умение использовать в
рисунках художественные свойства изобразительных материалов для создания образа природы;
развивать фантазию и творческий подход к изображению.
Рисование манкой «Зонтики»
 познакомить с новым методом – печатью по трафарету, рисованием манкой развивать
чувство ритма.
Смешанная техника «Ежик делает запасы»
 закрепить приобретенные навыки с уже знакомыми техниками, выполнять рисунок тела
тычками без предварительной прорисовки, дополнять деталями
Восковые мелки + гуашь (акварель). Свеча «В горах»
 развивать представления о художественном образе природы, интегрированном
средствами живописи и музыки;
 уметь понимать образный язык живописного и музыкального произведений;
 расширять творческую деятельность через освоение новой техники рисования.
 Смешанная техника «Краб»
 развивать навык работы с кистью и красками;
 развивать координацию рук;
 развивать воображение при рисовании отпечатком ладони;
 воспитывать аккуратность при работе с красками.
Ватные палочки Акварель «Синички прилетели»
 учить рисовать птичку-синичку, изображая ее из отдельных частей разной формы и
величины;
16

 продолжать активно закрашивать акварелью, не выходя за края рисунка;
 развивать фантазию, воспитывать любовь и стремление помочь птицам.
Смешанная техника «Динозавр»
 закреплять навыки цветоведения;
 развивать фантазию;
 показать основные приемы декоративного рисования;
 совершенствовать практические навыки владения кистью;
 воспитывать терпение, последовательность и аккуратность.
Тычок сухой кистью «Зимний пейзаж»
 развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего
пейзажа;
 обогащать словарь;
 учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.
Смешанная техника «Белый медведь»
 познакомить с самым ярким явлением природы Севера - полярным (северным) сиянием;
 учить получать нежные, светлые, неяркие оттенки путем смешивания цветов с белилами и
разбавления водой;
 учить рисовать по трафарету;
 развивать чувство фактурности и объемности;
 воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями и
отражать впечатления в изобразительном творчестве.
Рельефное рисование «Пингвины на льдине»
 закреплять умение детей пользоваться знакомой техникой;
 рисовать кисточкой разными способами;
 создать условия для творческого применения освоенных умений;
 развивать чувство цвета, ритма, способность создавать сюжетную композицию,
творческое воображение, мелкие мышцы кисти руки.
Рисование-фантазирование с элементами детского дизайна «На праздничном столе»
 учить детей рисовать с натуры различные фрукты подбирая нужные цвета;
 совершенствовать
навыки
работы
гуашевыми
красками, развивать самостоятельность и художественно - творческие способности;
 продолжать формировать умение изображать овальные и круглые формы.
Смешанная техника «Зимние забавы»
 закрепить умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм, развивать
воображение, восприимчивость к происходящему.
Рисование по-мокрому «Метель»
 закрепить умение рисовать «по – мокрому»;
 учить детей передавать образ ветреной снежной погоды в холодной гамме;
 закреплять знания детей о цветообразовании;
 поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.
Свеча+акварель «Узоры на окне»
 закрепить умение детей рисовать в данной технике;
 учить детей рисовать по представлению;
 рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры;
17

 учить детей работать свечой (или белым восковым мелком);
 воспитывать эстетическое отношение, развивать творчество.
Смешанная техника «Трактор»
 расширять и обобщать знания детей об окружающем транспорте;
 развивать творчество детей;
 закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы, передавать пропорции и
характерные детали;
 закреплять и совершенствовать умения в рисовании и закрашивании рисунков
карандашами и восковыми мелками;
 создавать в рисунке образы литературных произведений.
Смешанная техника «Пожарная машина»
 учить детей соблюдать правила пожарной безопасности на природе, в лесу;
 формировать знания о правильном поведении в лесу во время пожара;
 продолжать знакомить детей с работой пожарных;
 учить рисовать пожарную машину;
 воспитывать бережное отношение к природе.
Смешанная техника «Танк для папы»
 закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно;
 использовать навыки рисования и закрашивания изображения;
 расширить знания о родах войск;
 развивать воображение, самостоятельность, расширять кругозор.
Мятая бумага, живопись по-мокрому «Весенний праздник»
 познакомить с происхождением праздника, его традициями;
 учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность
Рисование-фантазирование с элементами детского дизайна «Пасха»
 познакомить детей с искусством миниатюры на яйце, с различными приемами
украшения пасхального яйца;
 обучить декоративному оформлению пасхальных яиц;
 уточнить представления о композиции и элементах декора.
Смешанная техника «День Победы»
 учить распределять по листу разноцветные брызги, развивать творческое воображение.
Ватные палочки «Цветет сирень»
 учить передавать в рисунке соцветия, передавать их форму и цвет;
 смешивать краски для получения сиреневого цвета.
Монотипия «Бабочки»
 учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать
лист.
Содержание учебного плана 2-го года обучения.
Печать листьев «Осень на опушке краски разводила»
 воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на
красоту осени;
 ознакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений»;
 развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы;
 развивать чувства композиции, цветовосприятия.
18

Рисование пальчиками «Ветка рябины»
 помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство;
 учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности;
 закрепить прием вливания одного цвета в другой;
 учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
Рисование ладошкой, кулачком «Унылая пора! Очей очарованье!»
 учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим
строкам.
 использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром,
подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).
 закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно
настроению, переданному в произведении.
 развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать
пейзаж от картин другого содержания.
«Превращение ладошки»
 совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного
образа;
 развивать воображение, творчество.
Монотипия «Воздушные шары»
 познакомить детей с техникой монотипии;
 закреплять знания цветов, развивать внимание, речь.
«Ожившие бабочки»
 закрепить навыки рисования на мокром листе;
 развивать чувство симметрии в рисунке;
 развивать желание выражать свои чувства используя определенную цветовую гамму.
Рисование методом тычка «Черемуха»
 воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа
в собственном творчестве;
 расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним
видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток;
 познакомить с техникой рисования тычком;
 формировать чувство композиции и ритма.
«Сова»
 учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка жёсткой кистью;
 развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.
Смешивание цветов «Цветик-разноцветик»
 закрепить представления детей о цветовом многообразии;
 расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их
получения;
 закрепить навык закрашивания внутри контура;
 развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Кляксография «Веселые кляксы»
 познакомить с таким способом изображения, как «кляксография», показать ее
выразительные возможности;
19

 учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для
придания им законченности и сходства с реальными образами;
 развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности;
 поощрять детское творчество, инициативу.
Кляксография с трубочкой «Осенние мотивы»
 познакомить с новым способом изображения - раздуванием краски, показать его
выразительные возможности;
 помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект
получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной
работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект;
 развивать мышцы рта, тренировать дыхание;
 развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.
«Чудесные превращения кляксы»
 продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой «кляксография»;
 учить создавать сюжетные композиции;
 развивать воображение.
Выдувание, рисование ватными палочками «Поздняя осень. Деревья»
 познакомить с техникой «выдувания» посредством коктейльной трубочки;
 закреплять навыки рисования ватными палочками;
 развивать воображение, творчество, мелкую моторику.
Рисование по сырому «За мокрым стеклом»
 познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование по сырому;
 учить подбирать колорит красок;
 передавать в рисунке настроение.
«Поплыли по небу облака»
 упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге;
 развивать чувство цвета, формы и композиции;
 воспитывать желание восхищаться явлениями природы.
«Весеннее небо»
 создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и
разными художественными материалами;
 учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому»;
 создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений;
 развивать творческое воображение.
Набрызг «Зимние напевы»
 вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа,
ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы;
 помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии;
 учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и
ближний план пейзажа;
 познакомить с новым способом изображения снега – «набрызг».
«Праздничный салют над городом»
 формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей
Родины в годы Великой Отечественной войны;
20

 закрепить свойства разных материалов, используемых в работе;
 развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке
главное и второстепенное.
Рисование солью «Зима пришла»
 познакомить детей с техникой дополнительного эффекта при рисовании солью;
 развивать образное мышление;
 на примере стихотворения воспитывать в детях чувство ответственности за свои
поступки;
 знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность).
Рисование поролоном «Плюшевый медвежонок»
 помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой,
позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его
внешнего вида (объем, пушистость);
 побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять
умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет;
 продолжать учить располагать изображение в соответствии с размером листа;
 развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих
способностей.
Рисование мыльными пузырями «Новогодние шары»
 познакомить детей с новой техникой рисования мыльными пузырями;
 развивать силу дыхания;
 выполнять равномерные изображения кругов, распределяя по всему листу бумаги;
 вызвать положительные эмоции.
Оттиск печатками, поролоном, пенопластом «Морозное окно»
 совершенствовать умение в художественной технике – оттиск;
 развивать цветовое восприятие, чувство ритма;
 закрепить умение составлять простые узоры.
«Ваза с ветками»
 продолжать учить рисовать в технике «оттиск»;
 определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.
Рисование ватными палочками и скомканной бумагой «Матрешка»
 познакомить с техникой рисования скомканной бумагой;
 упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрешек
ватными палочками;
 развивать цветовосприятие.
Рисование нитками «Красивые картинки из разноцветной нитки»
 продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с
новым необычным изобразительным материалом;
 развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие
цветовые сочетания;
 учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой;
 научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию
движений, мелкую моторику кистей рук.
«Цветы»
21

 закрепить знание детей о нетрадиционной технике рисования «ниткография»;
 продолжать знакомить детей с симметрией;
 развивать пространственное мышление и творческое воображение.
Рисование стеклом «Зимние фантазии»
 упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист
бумаги;
 определить какими красками пользуется «Зима».
 развивать фантазию, воображение.
Печать поролоном, рисование пальчиками «Подарок маме»
 закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных
изображений;
 создавать условия для развития творческих способностей.
Рисование-экспериментирование «Солнечный цвет»
 вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета;
 расширить цветовую палитру - показать способы получения «солнечных» оттенков
(жёлтый, золотой, янтарный, огненный, оранжевый);
 развивать воображение;
 активизировать словарь качественными прилагательными, обозначающими цвета и
оттенки;
 воспитывать самостоятельность, инициативность.
Коллаж –экспериментирование «Весна пришла»
 использовать различные техники рисования;
 развивать самостоятельность и желание экспериментировать с красками;
 развивать чувство цвета, формы, композиции.
«Вишня в цвету»
 продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «коллаж»;
 учить заполнять всё пространство листа.
Набрызг, печать поролоном по трафарету «Космические дали»
 учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по
трафарету;
 развивать цветовосприятие;
 упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Рисование манной крупой «Одуванчики»
 продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Рисование манной
крупой»;
 учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.
Рисование-фантазирование с элементами детского дизайна «Вот и лето пришло»
 закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой;
 развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности;
 воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить
начатое дело до конца.
Содержание учебного плана 3-го года обучения.
Рисование пальчиками «Подсолнух»
22

 упражнять в рисовании пальчиками;
 учить рисовать стебель и листья у подсолнуха;
 закрепить навыки рисования гуашью;
 развивать чувство композиции.
Коллаж «Чудесные букеты»
 учить на основе впечатлений, знаний и умений самостоятельно определять содержание
натюрморта, его композицию, цветовую гамму предметов, а также способы изображения в
рисунке;
 создавать радостное настроение.
Оттиск листьями по трафарету, набрызг «Я шагаю по ковру из осенних листьев»
 закрепить умение работать с техникой печатания листьями, по трафарету, набрызгом,
способствовать развитию цветовосприятия;
 продолжать учить смешивать краски прямо на листьях или ватным тампоном.
Рисование-экспериментирование «Мы рисуем осень»
 учить отражать в рисунке впечатления о золотой осени, передавать ее колорит;
 закрепить умение рисовать деревья, используя различные цвета красок для стволов,
листьев;
 совершенствовать свободное экспериментирование.
Рисование пальчиками, оттиск пробкой «Платок для мамы»
 учить украшать платок узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием
«примакивания»;
 развивать чувство композиции и ритма.
«Веточка рябины»
 учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой
(выполнение ягод разной величины и цвета);
 закрепить навыки рисования;
 развивать чувство композиции;
 воспитывать аккуратность.
Тычкование жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой «Ежики»
 закрепить умение использовать в рисовании технику «оттиск смятой бумагой»;
 учить выполнять рисунок тела ежика приемом «тычкование» полусухой кистью без
предварительной прорисовки карандашом.
Ниткография «Анютины глазки»
 закрепить умение детей выполнять рисунок в технике «ниткография»;
 развивать творческое воображение детей;
 воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
«Мой любимый свитер (платье)»
 закрепить умение украшать свитер или платье необычным узором, используя рисование
шерстяной нитью;
 совершенствовать свободное экспериментирование.
Тычкование, монотипия «Первый снег»
 закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снег с помощью
техники «монотипия», дорисовка «тычкованием» сухой кистью;
 развивать чувство композиции.
23

Оттиск пробкой, печатками из ластика, ватными палочками «Знакомая форма - новый
образ».
 упражнять в комбинировании различных техник;
 развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.
Оттиск смятой бумагой «Лесные жители»
 закрепить умение рисовать смятой в комочек бумагой, развивать цветовосприятие, умение
подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания;
 развивать самостоятельность, аккуратность;
 тренировать мелкую моторику.
Набрызг «Снежная зима»
 закрепить свойства разных материалов, используемых в работе;
 развивать образное представление и воображение, наблюдательность;
 воспитывать любовь к природе;
 вызвать интерес к зимней тематике.
Рисование свечой и акварелью «Танец снежинок»
 продолжить закреплять умение рисовать свечой;
 развивать воображение путём рисования по замыслу;
 развивать мелкую моторику рук.
Рисование ниткой, оттиск пробкой, ватной палочкой «Елочка-красавица»
 упражнять в изображении елочных бус с помощью печатания пробкой, ватными
палочками, рисование шерстяной нитью;
 учить чередовать бусины разных размеров;
 развивать чувство ритма.
Кляксография трубочкой, рисование солью «Зимний пейзаж»
 продолжать закреплять умение детей создавать красивые эффекты при помощи соли,
выдувания через трубочку;
 развивать образное мышление и воображение, дыхание;
 знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность).
Рисование акварелью по мокрому, создание эффектов солью «Закат солнца»
 продолжаем осваивать прием оформления изображения: присыпание солью по мокрой
краске для создания объемности изображения;
 учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное
изображение для получения заката солнца;
 закрепить свойства разных материалов, используемых в работе;
 учить заполнять всё пространство листа.
Рисование ладошками «Снегири»
 совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного
образа;
 развивать воображение, наблюдательность;
«Весеннее солнышко»
 закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, учить смешивать разные
краски (желтую, красную, оранжевую), кистью прямо на ладошке;
 способствовать формированию навыков коллективной деятельности.
«Жили у бабуси два веселых гуся»
24

 продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её
краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону);
 закрепить умение дополнять изображение деталями.
Рисование мыльной пеной «Музыкальный рисунок»
 развивать чувство цвета посредством музыки и рисования;
 стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
Рисование в технике «по мокрому листу», кляксография с трубочкой «Деревья смотрят в
озеро»
 закрепить навыки рисования на мокром листе;
 развивать чувство цвета, формы и композиции;
 воспитывать желание восхищаться явлениями природы.
Монотипия на стекле «Мой любимый город»
 учить детей передавать свои впечатления о любимом городе, развивать умение рисовать
дома и улицы родного города, используя нетрадиционный способ рисования - монотипия на
стекле путем прикладывания к нему чистого листа бумаги.
Рисование «по мокрому листу» пальчиками, ватной палочкой «Подводное царство»
 совершенствовать умение рисовать в нетрадиционных техниках «по мокрому листу» и
рисование ладошкой;
 учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб
разной величины;
 развивать мелкую моторику, воображение, чувство композиции.
Рисунок с помощью открыток «Подарок для папы»
 учить создавать задуманную композицию с помощью вырезанного элемента из открытки
и дорисовки;
 развивать самостоятельность, аккуратность;
 тренировать мелкую моторику.
Тычок жесткой полусухой кистью «Мое любимое домашнее животное»
 учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как,
средство выразительности;
 учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
Рисование пальчиками, ватными палочками «Открытка для мамы»
 продолжаем упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, скатывании
жгутиков из салфеток;
 развивать чувство композиции;
 закрепить навыки наклеивания;
Рисование декоративной посуды, оттиск поролоном «Пир на весь мир»
 продолжаем осваивать изображение с помощью поролоновой губки, позволяющий
наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида
(объем);
 продолжать учить располагать изображение в соответствии с размером листа;
 создавать условия для развития творческих способностей.
Набрызг, печать поролоном по трафарету «Звездное небо»
 учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по
трафарету;
 развивать цветовосприятие;
25

 упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Использование знакомых техник по выбору детей «Любимый сказочный герой»
 совершенствовать умение в свободном экспериментировании с материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;
 закрепить умение выбирать изобразительную технику самостоятельно.
Кляксография с трубочкой «Цветы в вазе»
 продолжать закреплять умение рисовать при помощи выдувания из коктейльной
трубочки, закреплять навыки рисования ватными палочками;
 развивать воображение, творчество, мелкую моторику;
Монотипия «На что это похоже?»
 знакомить детей с симметрией;
 развивать воображение, умение складывать лист бумаги пополам, получая отпечаток;
 продолжать развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Восковые мелки, акварель, ватные палочки «Праздничный салют»
 учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона, дорисовка
ватными палочками;
 закрепить умение тонировать бумагу в разные цвета;
 создавать условия для развития творческих способностей, мышления, воображения.
Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование «Одуванчик»
 совершенствовать умения в данной технике;
 учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные
материалы для создания выразительного образа.

26

2.4. Календарный учебный график
Планирование дополнительного образования

01 – учебные дни
* - предпраздничные дни
01 – выходные и праздничные дни
01 – каникулярные дни (отпускные дни)
27

Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Количество часов в
год на одну группу:

Количество дней
Календарные дни
Учебные дни в год
30
8
31
9
30
9
31
8
31
7
28
8
31
9
30
8
31
8
30
Каникулярный период
31
6
31
10
365

90

Режим занятий: в течение одного учебного года на одну группу планируется
проводить по 2 занятия в неделю по 1 ак. часу.

28

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое и материальное обеспечение программы
Для обеспечения работы по программе необходимо:
 рабочие столы детские,
 стулья детские,
 клеенка на столы,
 бумага А3, А4, белая, цветная,
 акварельные краски, гуашь,
 восковые мелки, свеча,
 поролоновые печатки,
 трубочки для коктейля,
 палочки или старые стержни для процарапывания,
 салфетки бумажные, матерчатые, влажные,
 стаканчики для воды,
 подставки под кисти,
 кисти беличьи № 3,5,
 кисти синтетика № 3,5,
 вата, ватные диски, ватные палочки,
 крупа, соль,
 шерстяные нитки разных цветов,
 ткань,
 палитра,
 массажные мячики,
 пластиковые стаканчики,
 штемпельная подушка,
 наглядные пособия,
 папки с репродукциями картин,
 магнитная доска,
 муляжи и макеты для постановки натюрмортов,
 ИКТ (компьютер, мультимедийная доска),
 методическая литература,
 музыкальная аппаратура,
 аудио, видеотека.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //
Дошкольное образование. - 2010. - №18
2. Веселые уроки рисования/ Екатерина Румянцева. - М.: АЙРИС-пресс,2016.-160с.
3. Волшебные горошины: Пособие для занятий с детьми/ авт.-сост. О.Г. Жукова- М.:
АРКТИ, 2007.
4. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми/авт.- сост. О.Г. Жукова,
А.В. Белошитская - М.: АРКТИ, 2008.
5. Волшебные краски: Пособие для занятий с детьми/ авт.-сост. А.В. Белошитская,
О.Г. Жукова, И.И. Дьяченко. - М.: АРКТИ, 2008.
6. Волшебный поролон: Пособие для занятий с детьми/ авт.-сост. О.Г. Жукова,
А.В. Белошитская - М.: АРКТИ, 2007.
7. Гридина В.Т. Читай, играй, веселись, М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2005.
8. Дубровская Н.В. «Яркие ладошки. Рисунки – аппликации»- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2006.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М: «Карапуз – Дидактика»,
2006. - 108с.
10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование,
конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО,
2010.
11. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128с.
12. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей
5-7 лет. - Москва, 2001.
13. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.:
ACADEMIA, - 1999. - 96с.
14. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7
лет: рисуем и познаем окружающий мир. - М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. - 64с.
15. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2006.

30

5. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Диагностика уровня освоения программы
Таблица № 1

Общее
количество
баллов

Цвет

Передача
движения

Композиция

Пропорции

Строение

Форма

№п/п

Имя ребенка

Сводная таблица оценок по каждому критерию и показателю

1.
Итого:

Таблица № 2

Оригинальность
выполнения замысла

Соответствие детской
работы основным
художественным
требованиям

Творческое применение
различной техники
изображения и
материалов

Увлеченность и интерес
к деятельности

Создание новых
комбинаций из
основных элементов

Самостоятельность в
выборе изобразительных
материалов

Имя ребенка

Анализ детских работ

Таблица № 3
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»
(нетрадиционные техники рисования)
Кляксография
Оттиск
Монотипия
Имя Печатки Поролон Мятая Предметная Пейзажная Пальчиковая
Набрызг Метод
с
с
ребенка
живопись ниткой трубочкой
тычка
из
бумага
листика

31

Приложение 2. Физминутки, пальчиковые игры
Физминутки
1. Раз, два- выше голова
Три, четыре - руки, ноги шире
Пять, шесть - тихо сесть.
2. На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока»
плечи поднять.
3. Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться, не держать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте, не вертись!
4. Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладошки три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.
5.Вечер зимний в небе синем
встать из-за стола
Звезды синие зажег
встать на носки, подтянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками тихонько сесть
На приснеженный снежок.
6.От зеленого причала оттолкнулся пароход
встать
Он шагнул назад
шаг назад
А потом шагнул вперед
шаг вперед
32

И поплыл, поплыл по речке
движения руками
Набирая полный ход
ходьба на месте.
7. Зайцы скачут во лесочке
Зайцы - серые клубочки
руки возле груди, как лапки у зайчиков; прыжки.
Прыг - скок, прыг - скок Встал зайчонок на пенек
прыжки вперед - назад
всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! шагают все на месте.
Два! руками машут вместе.
Три! присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали, как отряд.
8. Беленькое облако
округленные руки перед собой
поднялись над крышей
поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой
сторону
Ветер — это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
руками описать большой круг, опустить их; присесть.

из стороны в

9. Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся
кулачками потереть глаза
любят долго потянуться
потянуться
обязательно зевнуть
зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнуть
прогнуться в спине вперед
33

И легонечко подпрыгнуть
легкий прыжок вверх
Ну а мишка косолапый
руки полусогнуты в локтях
Широко расставив лапы
ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе
переступание с ноги на ногу
Долго топчется на месте
раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало Начинает все сначала! А. Барто
Пальчиковые игры
Зайчик: указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак.
Человечек: бегаем указательным и средним пальцами по столу.
Ёжик: руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить.
Кошка: соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец
поднять вверх.
Коза рогатая: указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых
безымянном и среднем.
Бабочка: руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу,
пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - "бабочка
летит".
Очки: пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.
Массаж с помощью специального массажного мячика
Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев;
практический совет - мячик должен быть преимущественно твердым (тогда воздействие будет
максимальным).

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».