Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3 1.1.1. Цели и задачи реализации программы………………………………………………..5 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы………………………………...6 1.2. Планируемые результаты освоения программы……………………………………………6 1.2.1. Целевые ориентиры…………………………………………………………………...6 1.3. Система оценки результатов освоения программы………………………………………...7 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Общие положения………………………………………………………………….......……..9 2.2. Описание средств и форм реализации программы…………...…………………………...12 2.3. Учебный план………………………………………………………………………………..13 2.3.1. Содержание учебного плана……………………………………………....................15 2.4. Календарный учебный график……………………………………………………………...18 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Методическое и материальное обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы………………………………………………………………………….20 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………….26 5. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Диагностика уровня освоения программы……………………………………27 Приложение 2. Контрольные нормативы………………………………………………………..27 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка. Ни для кого не секрет, что у физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности. Очень важно заинтересовать ребенка занятием спортом именно как можно раньше, чтобы ребенок привык к режиму и дисциплине, к умению сбалансированно пользоваться свободным временем, помимо этого он привыкает к общению с ровесниками, подсознательное соперничество заставляет ребенка трудиться и стремиться быть лучше. Художественная гимнастика самый подходящий вид спорта для физического и эстетического развития дошкольников. Художественная гимнастика – это выполнение различных комбинаций под музыку, состоящих из пластичных и динамичных гимнастических, танцевальных и акробатических упражнений с предметом (лентой, мячом, обручем, скакалкой, булавами) и без него. Художественная гимнастика формирует гармоничное развитие тела у детей (красивая фигура, правильная осанка, подкаченные мышцы) а также, способствует эстетическому воспитанию ребенка. Она воспитывает вкус, ребенок учится чувствовать музыку, психологически раскрепощается. В процессе занятий у ребенка формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные – ловкость, сила, выносливость, связанные с выполнением сложных акробатических движений), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества. Художественная гимнастика тесно связана с балетом, благодаря этой связи вырабатывается культура и тонкая координация движений, их выразительность, пластика, грация, чувство ритма и артистичность. Классическая хореография, как основа любого танца, развивает не только растяжку и гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах), но и включает в себя силовые нагрузки, она распространяется и в повседневной жизни – распрямляется спина, перестают задираться плечи, поднимается подбородок. Элементы акробатики научат точно ориентироваться в пространстве, разовьют вестибулярную устойчивость и навык самостраховки, ребенок станет смелым и решительным. У детей развивается память, обусловленная необходимостью запоминать большой объем двигательных действий сложных по структуре и технике исполнения. Упражнения художественной гимнастики усиленно развивают выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма ребенка. Психологическая подготовка в художественной гимнастике также играет немаловажную роль. Изучение психологических личностных качеств детей поможет найти индивидуальный подход к каждому из них. Определение темперамента дошкольников, типа их нервной системы, поможет и обучающимся, и педагогу найти лучшее решение в достижении поставленной цели. Даже если далее дети не будут профессионально заниматься гимнастикой, приобретенные знания и умения они пронесут через всю жизнь. 3 Детская художественная гимнастика — это танцы, игры под музыку, упражнения с предметами (скакалки, обручи, мячи, булавы, ленты) и без них. Весьма важную роль играет музыкальное сопровождение упражнений. Оно развивает музыкальный слух и чувство ритма у детей. Благодаря музыке улучшается координация движений, и ребенок легко может перейти от занятий художественной гимнастикой к танцам. Занимаясь художественной гимнастикой, дети развиваются в эмоциональном плане. Помимо прочего, занятия художественной гимнастикой уже в детском возрасте воспитывают вкус и формируют понятия о красоте. Посвящая часть своего времени подобным занятиям, дошкольники обретают умение преподнести себя: улыбка, наклон головы, осанка, каждое движение — все красиво и изящно. Ритмические упражнения. Одно из важнейших условий правильного исполнения танца - способность воспринять его ритм и вовремя в него включиться. Как правило, дети по природе очень чутко улавливают ритм, они его прекрасно чувствуют, но далеко не всегда могут передать его движениями. Ритмические упражнения развивают у ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Разминочные упражнения. Для того чтобы красиво танцевать, нужно сначала научиться владеть своим телом и знать его возможности. С помощью специальных разминочных упражнений ребенок учится разогревать мышцы и готовится к более сложным танцевальным упражнениям. Также он учится держать правильную осанку. Упражнения на пластику и фантазию разовьют воображение ребенка и научат его импровизировать под музыку. Наблюдая с ребенком за растениями, животными, птицами, рыбами, мы запоминаем их движения, повторяя под музыку. Гимнастика. В гимнастической части урока решается несколько задач: силовая подготовка, развитие выносливости, упражнения на расслабление мышечной системы, постановка дыхания. Аэробика. Упражнения, направленные на освоение ходьбы и бега, развивают ориентировку в пространстве, умение реагировать на сигнал педагога. Хореографические упражнения дадут представление о классическом танце. На занятиях изучаются простейшие танцевальные элементы и композиции. Дети учатся работать во взаимодействии друг с другом, понимать и чувствовать партнера. В музыкальных играх дети создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства. Игры создают на занятии атмосферу радости, бодрости и удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки. Первые шаги в художественной гимнастике желательны в юном возрасте — примерно с 3 лет, так как организм ребенка гораздо восприимчивее к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие продолжают спортивную карьеру до 2022 лет. Если сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная гимнастика — более доступный и безопасный вид спорта. Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть 4 им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире. В реализации программы участвуют дети 3 – 7 лет. Ежегодно обучающие объединяются в группы по примерному возрасту: дети 3-5 лет дети 5-7 лет. Расписание занятий строится из расчета два занятия в неделю по группам. Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся в спортивном зале. 1.1.1. Цели и задачи программы Цели программы: содействие физическому развитию ребенка средствами художественной гимнастики; создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности через приобщение к физической культуре; формирование потребности в здоровом образе жизни; содействие формированию грациозности, изящества, воспитанию хороших манер поведения, развитие пластики движений. Задачи программы: обучать основам художественной гимнастики; помогать овладевать разнообразными двигательными умениями и навыками и закреплять их; стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка; формировать жизненно важные гигиенические навыки; способствовать нормальному росту и укреплению здоровья ребенка; развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие его высокую дееспособность; содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы; формировать эстетический вкус, чувство гармонии. Художественная гимнастика как вид спорта является идеальной базой для решения поставленных задач. Пластика и грация в сочетании с ловкостью создают гармоничный внешний облик детей дошкольного возраста. Музыкально-эстетические основы гимнастики и хореографии формируют духовную жизнь, расширяют кругозор, приобщают к культуре и искусству. Новизна программы заключается в том, что она подробно раскрывает цели и задачи каждого этапа подготовки юных гимнастов дошкольного возраста, а также программный материал для их реализации. В программе достаточно полно отражена система тестового контроля за развитием общих и специальных физических качеств. Успешная сдача контрольных нормативов позволяет переходить на следующую более высокую ступень обучения. 5 В течение учебного года дошкольники, занимающиеся по данной программе, принимают активное участие в показательных выступлениях на праздниках, а также участвуют в детских спортивных мероприятиях и соревнованиях по художественной гимнастике. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы Модель физической культуры личности При разработке программы составлена модель физической культуры личности, одной из составляющих которой являются социально-духовные ценности: 1) нравственность – физкультурно-спортивная этика поведения, общения, культуры; 2) волевые проявления – смелость, решительность, настойчивость и др.; 3) отношение к труду – трудолюбие, умение довести начатое дело до конца, осознанное желание трудиться; 4) эстетика – ощущения и оценка красоты движений, поз; 5) здоровый образ жизни – соблюдение оптимально здорового режима (учебы, питания, отдыха); 6) мировоззрение – высокий уровень знаний и убеждений. Таким образом, в основу программы заложено духовно-нравственное и физическое воспитание ребенка средствами физической культуры и спорта, в частности, средствами художественной гимнастики. 1.2. Планируемые результаты освоения программы В результате освоения данной программы происходит формирование у ребенка потребности к систематическим занятиям физической культурой, к соблюдению норм здорового образа жизни. Также формируется установка на освоение ценностей физической культуры, укрепление здоровья и культурное развитие в условиях физической активности, направленной на физическое совершенствование. К концу программы обучающиеся: – овладеют разнообразными двигательными умениями и навыками; – приобретут навыки самоконтроля за состоянием здоровья; – приобретут необходимые гигиенические навыки; – разовьют физические и психомоторные качества; – укрепят здоровье; – научатся творческому самовыражению посредством двигательных действий; – разовьют художественно-эстетический вкус, воображение и фантазию; – научатся красиво, грациозно двигаться. 1.2.1. Целевые ориентиры К концу 1-го года обучения, обучающиеся должны знать: – о пользе занятий физическими упражнениями; уметь: – заниматься утренней гимнастикой с помощью родителей; – выполнять простейшие строевые упражнения; – выполнять простые танцевальные шаги; 6 – выполнять базовые элементы с предметами художественной гимнастики; – выполнять простые специальные упражнения художественной гимнастики; – распознавать характер музыкального произведения К концу 2-го года обучения, обучающиеся должны знать: – элементарные сведения об организме человека; – режим дня и питания; уметь: – контролировать свое самочувствие; – выполнять движения под музыку; – выполнять танцевальные шаги; – выполнять специальные элементы с предметами художественной гимнастики; – согласованно выполнять двигательные действия; – выполнять вспомогательные упражнения художественной гимнастики. К концу 3-го года обучения, обучающиеся должны знать: – приемы самоконтроля за физическим состоянием; – правила личной гигиены; уметь: – четко выполнять базовые элементы; – четко выполнять специальные элементы; – выполнять соревновательные упражнения; – выполнять согласованные двигательные действия сложного характера под музыкальное сопровождение; – распознавать ритм, темп и характер музыкального произведения 1.3. Система оценки результатов освоения программы Диагностика результативности программы Эффективность данной программы рассматривается в двух направлениях: личностном и внешнем. Направление Показатели Информационный материал личностное Изменение личностных качеств Наблюдения педагога, анкеты, ребенка тесты внешнее Сформированность Результаты внутренних познавательных и практических соревнований, участие в умений и навыков показательных выступлениях; наличие дипломов. Контроль результатов обучения Достижения ребенка сравниваются не со стандартами, а с исходными возможностями. Для этого используется стартовая диагностика. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится в течение года и по итоговому тестированию в конце учебного года. 7 Показатели Методы определения Первая стартовая диагностика уровень физического развития; уровень физической подготовки; функциональное состояние систем организма; уровень психического развития антропометрические данные; медицинское обследование; наблюдения педагога. Третья итоговая диагностика (в конце учебного года) уровень физической подготовленности; уровень владения определенными двигательными действиями, умениями и навыками; уровень физического развития; уровень психического развития, воспитанности; тесты, показательные выступления, соревнования; антропометрические данные (сравнительный анализ); анкеты, наблюдения педагога 8 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Общие положения В содержательном разделе представлен учебный план, содержание учебного плана, календарный учебный график, описание средств и форм реализации программы. Виды гимнастики и их характеристика Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. При исследовании основных видов гимнастики в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, можно сказать, что содержание занятий составляют все доступные детям виды физических упражнений: основные и танцевальные движения, строевые, общеразвивающие, спортивные упражнения. В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней относятся - основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная. Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с не опорными прыжками. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастики стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц. Особенности развития детей 3-5 лет В развитии детей 3-5 лет происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий год. При нормальной двигательной активности рост усиливается, а при гиподинамии ребенок может иметь избыточный вес, но недостаточный для своего возраста рост. При оценке физического развития детей учитываются не только абсолютные показатели, но и пропорциональное их соотношение: веса - росту, объёма головы - объему грудной клетки и др. С возрастом, естественно, меняются и эти показатели. Опорно-двигательный аппарат скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще незакончен. В связи с особенностями развития и строения скелета детям этого возраста не рекомендуется на спортивных занятиях и в свободной 9 деятельности предлагать силовые упражнения. Необходимо при этом постоянно следить за правильностью занимаемых детьми поз. Продолжительное сохранение статичной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге привести к нарушениям осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением определенной позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз. В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно. Так, масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей. Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей среднего дошкольного возраста наибольшее по сравнению с другими возрастами. За счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа возрастает мышечная сила. Подбор и чередование основных видов движений на занятии имеют немаловажное значение для успешного овладения детьми необходимыми двигательными навыками. В этом возрасте в занятие по гимнастике включают не менее двух основных видов движений. Второй вид движений выступает в роли дополнительного к первому и может служить для увеличения или уменьшений физической нагрузки, а также для переключения ребенка с одной двигательной деятельности на другую. Этот вид движений должен быть обязательно знаком детям, так как используется с целью повторения и закрепления пройденного. Такой принцип подбора основных видов движений на протяжении всего периода обучения детей в средней группе позволит осуществить гармоничное воспитание различных двигательный качеств в соответствии с основном педагогическим принципом - от простого к сложному. Все занятия в группе проводят по общепринятой структуре, состоящей из подготовительной, основной и заключительной частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели - всестороннему и гармоничному развитию различных двигательных навыков и умений. Подготовительная часть подготавливает организм ребенка к предстоящей более интенсивной нагрузке. В ней используются упражнения в ходьбе, беге, различные несложные задания с предметами, упражнения, укрепляющие мышцы ног, стопы, формирующие правильную осанку, общеразвивающие упражнения. При проведении упражнений в ходьбе и беге необходимо соблюдать их целесообразное чередование, не увлекаясь упражнениями в ходьбе. Длительная ходьба утомляет детей и неблагоприятно сказывается на их осанке. Продолжительность бега на занятиях различна. В начале года дети бегают 20-30 с. по 2-3 раза в чередовании с ходьбой, к середине года продолжительность увеличивается до 3040 с. также 2-3 раза, чередуясь с ходьбой. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов проводятся в определенной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота (наклоны, повороты) и ног. При проведении общеразвивающих упражнений используют различные построения в круг, около предметов, заранее разложенных врассыпную или в шахматном порядке, в две или три колонны. 10 Педагогу необходимо проследить, чтобы перед выполнением каждого упражнения дети заняли соответствующее правильное исходное положение, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно на все группы мышц. Исходные положения различны: стойка ноги на ширине ступни, стойка ноги врозь, сидя ноги врозь, стоя на коленях, лежа на спине и животе и т.д. Следует обращать внимание на последовательный переход от одного исходного положения к другому. Основная часть направлена на решение главных задач занятия - обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, воспитание физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости и т.д. На одном занятии, как правило, два основных вида движений. Если дети хорошо физически подготовлены, то педагог по своему усмотрению может включить дополнительно тот или иной вид упражнений. Заключительная часть должна обеспечить ребенку постепенный переход от напряженного и возбужденного состояния, вызванного упражнениями основной части занятия к относительно спокойному. Это дает детям возможность легко переключиться на другую деятельность. Особенности развития детей 5-7 лет Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Развитие опорно-двигательной системы ребенка к шести годам еще не завершено. Эти особенности педагог должен учитывать при проведении гимнастических упражнений, так как даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам. У детей 5-7 лет наблюдается незавершенность строения стопы, поэтому нужно предупреждать появление и закрепление плоскостопия. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы, особенно конечностей рук, но еще слабы мелкие мышцы, поэтому возникают трудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. У детей 5-7 лет появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает. Структура занятий по гимнастике общепринятая с подготовительной, основной и заключительной частью. В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, общеразвивающие упражнения. Педагогу следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т.д.). Во второй части занятия обучают основным видам движений, упражнениям с предметами и без предмета. В заключительной части используют упражнения в расслаблении, несложные игровые задания. Заключительная часть обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность. На каждом занятии даются три основных вида движений. Их повторяют в определенной последовательности, усложняя и варьируя через сравнительно небольшие 11 интервалы времени. При этом важна не только сочетаемость движений, но и задачи обучения для каждого вида на разных этапах: при разучивании упражнений, при повторении и закреплении. Для занятий предусмотрен следующий режим: в каждой группе 2 занятия в неделю по 1 ак. часу. 2.2. Описание средств и форм реализации программы. Программа предполагает использование следующих форм организации занятий: занятие-игра, занятие-соревнование, показательные выступления, беседа, беседа-игра. Построение и выбор средств, зависит от поставленных целей и задач занятия. Основным средством являются упражнения и элементы ритмической и художественной гимнастики, которые подразделяются на: 1. элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения); 2. упражнения с предметами (лентой, обручем, мячом, скакалкой, булавами); 3. упражнения без предметов (равновесие, вращение, перемещение, волны, круги, махи, наклоны, выпады, прыжки и др.); 4. упражнения с элементами хореографии и танца; 5. упражнения на согласованность движений с музыкой; 6. ритмические упражнения; 7. упражнения на релаксацию; 8. упражнения из других видов спорта; 9. свободные перемещения по площадке (индивидуальные и групповые); 10. элементы акробатических упражнений. Используются различные формы проведения занятий. Урочная форма: образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям; коррекционно-развивающей направленности – для развития двигательных способностей и коррекции нарушений осанки и свода стопы с помощью упражнений; оздоровительной направленности – профилактика нарушений осанки, плоскостопия, укрепление систем организма; рекреационной направленности – для организованного досуга, игровой деятельности. Неурочная форма – физкультурные праздники, показательные выступления, соревнования. Целью является совершенствование навыка правильной осанки посредством самореализации, а также удовлетворение потребности детей в эмоционально-двигательной деятельности. Продолжительность и количество упражнений зависят от подготовленности занимающихся и от формы проведения занятий. Физическая нагрузка определяется по частоте сердечных сокращений, которая не должна превышать 130–150 уд/мин. Для этого все упражнения подбираются в зависимости от ритма и темпа музыкального сопровождения, с использованием классических и современных произведений. Отличительной особенностью применения комплексов упражнений для детей дошкольного возраста является: 12 поэтапное и детальное разучивание упражнений в медленном темпе; наименьшее количество повторений упражнений; медленный темп выполнения упражнений; простые по уровню сложности упражнения; акцентирование внимания на ошибках в виду быстрой утомляемости; музыкальное сопровождение в медленном и среднем темпе; комплексы упражнений должны занимать не более 40% занятия. Для формирования у детей интереса к художественной гимнастике используются образные названия упражнений, приемы имитации и подражания, игровой метод. В процессе выполнения упражнений создаются педагогические ситуации, стимулирующие развитие психических процессов, предусматривающие привлечение внимания детей к количественной и качественной оценке находящихся в зоне детского восприятия предметов; прослушивание соответствующих фонограмм, применение зрительных и слуховых сигналов и ориентиров; использование элементов фольклора и детской поэзии; включение заданий на ориентировку в пространстве. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц. 2.3.Учебный план Учебный план 1-го года обучения № 1 Тема Гигиенические основы занятий Всего 1 2 3 ОФП и СФП Прыжковые упражнения 27 8 4 Танцевальные упражнения 16 5 Акробатические упражнения 8 6 Упражнения со скакалкой 9 7 Упражнения с мячом 9 8 Музыкально-ритмическая подготовка 11 9 Участие в показательных выступлениях, соревнованиях, конкурсах 1 ИТОГО: 90 13 Учебный план 2-го года обучения № 1 Тема Гигиенические основы занятий Всего 1 2 3 ОФП и СФП Прыжковые упражнения 20 11 4 Танцевальные упражнения 14 5 Акробатические упражнения 11 6 Упражнения со скакалкой 12 7 Упражнения с мячом 12 8 Музыкально-ритмическая подготовка 8 9 Участие в показательных выступлениях, соревнованиях, конкурсах 1 ИТОГО: 90 Учебный план 3-го года обучения № 1 Тема Гигиенические основы занятий Всего 1 2 3 ОФП и СФП Прыжковые упражнения 13 12 4 Танцевальные упражнения 10 5 Акробатические упражнения 12 6 Упражнения со скакалкой 12 7 Упражнения с мячом 12 8 Упражнения с обручем 10 9 Музыкально-ритмическая подготовка 7 10 Участие в показательных выступлениях, соревнованиях, конкурсах 1 ИТОГО: 90 14 2.3.1. Содержание учебного плана Тема Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Содержание 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения Строевые упражнения: – построение; – выравнивание; – ходьба на месте и в движении; – переход с шага на бег и обратно. Общеразвивающие упражнения: – упражнения для развития отдельных групп мышц; - для развития быстроты, ловкости, выносливости. Игры и игровые упражнения: – сюжетные игры; – обучающие игры; – игры с воздействием на двигательные качества; Базовые упражнения: – элементарные позы; – движения отдельными частями тела Специальные упражнения: а) упражнения в равновесии: – стойка на носках; – равновесие на одной; б) волны: – вертикальные и горизонтальные руками; – одновременные и последовательные; в) вращения: – переступанием; – скрестно Строевые упражнения: – строевой шаг; – общие понятия о дистанции и интервалах Общеразвивающие упражнения: – упражнения для развития отдельных групп мышц; – упражнения для развития двигательных качеств Игры и игровые упражнения: – обучающие игры; – малоподвижные игры; – эстафеты; – упражнения из других видов спорта Строевые упражнения: – ходьба в движении; – повороты на месте Общеразвивающие упражнения: – различные комплексы ОРУ; – упражнения для развития двигательных качеств Игры и игровые упражнения: – подвижные игры; – эстафеты; – упражнения из других видов спорта Базовые упражнения: – упражнения для правильной постановки ног и рук; – упражнения в равновесии; – упражнения на гибкость; - вращения, одноименные и разноименные Упражнения в равновесии: – заднее; – переднее; – боковое Волнообразные движения: – боковая волна; – боковой взмах; – волна туловищем Вращения: – одноименные повороты от 180° до 540°; – разноименные повороты от 180° до 360° 15 - Выпрямившись; - в группировке; - со сменой ног (спереди, сзади) - Выпрямившись с поворотом от 45° до 360°; - разножка; - прыжок прогнувшись; - прыжок со сменой ног; - подбивной прыжок Танцевальные упражнения – Шаг на полупальцах; – бег на полупальцах; – мягкий шаг; – высокий шаг; – приставной шаг – острый; – скрестный; – шаг галопа; – шаг польки; – шаг вальса Акробатика – Стойка на лопатках; – «мост» из положения лежа; – «корзиночка»; – «колесо»; – полушпагат. – «Мост» из положения стоя с поддержкой и без нее; – «колесо»; – кувырок назад; – кувырок боком - стойка на груди Упражнения со скакалкой – Качания и махи скакалкой; – круги в различных плоскостях; – перепрыгивания; – прыжок с вращением скакалки вперед; – вращения вперед – назад Упражнения с мячом – Перекаты по полу; – бросок и ловля двумя руками; – бросок с отбивом о стену; – бросок одной рукой и ловля двумя; – отбивы о пол; – переброски – круги скакалкой; – вращения вперед, назад; – вращения скрестно, вперед, назад; – перехваты скакалки около отдельных частей тела; – прыжок вперед, назад; – переброски; – высокий бросок – Передача около туловища; – передача над головой, под ногами; – отбивы со сменой ритма; – отбивы однократные и многократные; – бросок двумя руками; – бросок одной рукой; – ловля с броска в перекат по двум рукам; – обволакивания Прыжковые упражнения – Прыжок шагом с разбега; – подбивной прыжок в кольцо с места; – подбивной прыжок в кольцо с разбега; – прыжок касаясь. – Вальсовый шаг поворотом; – вальс в парах; – элементы русского танца; – элементы современного танца – «Мост» из положения стоя; – стойка на руках; – «колесо»; – кувырок вперед через плечо; – кувырок назад - переворот вперед – Подкрутки; – высокий бросок; – бросок с ловлей за середину; – «мельница»; – бросок с кувырком; – прыжки различной сложности – Перекаты по рукам и груди; – перекат с броска; – повороты с мячом; – броски через плечо; – броски с ловлей одной рукой; – броски и ловля за спиной; – бросок с кувырком; – отбивы разными частями тела 16 Упражнения с обручем Музыкальноритмическая подготовка Показательные выступления – Махи одной и двумя руками; – вращение вокруг туловища; – вращения на кисти; – перекаты по полу; – «вертушка»; – бросок и ловля одной рукой; – ловля во вращении с броска; – прыжки через обруч Понятия: – Понятия: мотив, – Беседы о знаменитых – музыкальный ритм; мелодия; композиторах; – музыкальный темп; – распознавание характера – музыкальные игры на – воспроизведение музыки; распознавание темпа характера музыки – музыкально-сюжетные музыки; посредством движений; игры; – танцы – музыкальные игры – танцы Используются музыкальные игры соревновательного характера Подготовка номеров для Подготовка Участие в различных выступления на показательных номеров. соревнованиях и различных мероприятиях Выступление на выступления на различных мероприятиях мероприятиях - - 17 2.4.Календарный учебный график Планирование дополнительного образования 01 – учебные дни * - предпраздничные дни 01 – выходные и праздничные дни 01 – каникулярные дни (отпускные дни) 18 Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Количество часов в год на одну группу: Количество дней Календарные дни Учебные дни в год 30 8 31 9 30 9 31 8 31 7 28 8 31 9 30 8 31 8 30 Каникулярный период 31 6 31 10 365 90 Режим занятий: в течение одного учебного года на одну группу планируется проводить по 2 занятия в неделю по 1 ак. часу. 19 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.3. Методическое и материальное обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Методические рекомендации по каждому компоненту техники упражнений художественной гимнастики. Ходьба и бег. Мягкий шаг - с носка постепенным перекатом встать на всю стопу. Выполняют этот шаг под лирическую музыку, дети овладевают слитностью и целостностью движений под музыку. Высокий шаг - и. п. руки в стороны. 1 - шаг левой вперед, руки вниз, 2 - правая нога согнута вперед, левая рука вперед, правая в сторону, 3 - 4 - то же с другой ноги. Музыка энергичная, темп умеренный. Острый шаг - и. п. - основная стойка. 1 - небольшой шаг левой вперед, правая стопа вертикально на большой палец вперед, 2 - то же с другой ноги. Острый шаг выполняется в медленном темпе, музыкальное сопровождение соответствуют остроте шага. Широкий шаг- как выпады с сильным взмахом рук. Музыка - «Марш Черномора», «Руслан и Людмила». Бег в отличие от ходьбы имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Бег острый, высокий, широкий является аналогом ходьбы, выполняются с различным движением рук. Упражнения без предмета. Пружинные движения руками - способствуют развитию силы рук, а также выразительности и слитности движений. Движения могут быть одновременными, попеременными. Одновременное пружинное движение руками. И. п. - руки в стороны. Одновременно согнуть руки в суставах, сжимая пальцы в кулак и одновременно разогнуть. При сгибании голову и плечи слегка опустить, при разгибании выпрямиться. Попеременное пружинное движение руками выполняют то правой, то левой рукой. И. п.руки в стороны. 1-2 - согнуть правую руку во всех суставах, пальцы сжать в кулак; 3-4 - правую руку выпрямить, а левую согнуть во всех суставах, а левую согнуть в кулак. Пружинные движения ногами - развитие динамической силы, выработка правильно отталкиваться и мягко приземляться при прыжках. При выполнении упражнений с предметом пружинные движения сглаживают толчок и силу падения предмета. И. п.- стоя на носках, руки на пояс. 1 - опуститься в полуприсед на всю стопу левой ноги, правую согнуть вперед, 2 - одновременно выпрямить обе ноги встать в стойку на носки, 3-4 - то же с другой ноги. Волнообразные движения руками - развитие пластики, ловкости и выразительности. Волна начинается с плеча, а затем в движении включается предплечье и кисть. И. п.- руки в стороны, соединяя лопатки, последовательно согнуть руки во всех суставах. Разводя лопатки, последовательно разогнуть руки во всех суставах. 20 Взмахи руками - развивают мышечное ощущение, вырабатывается умение экономно двигаться. 1. и.п. - ноги врозь, руки влево, роняя руки книзу, перевести их вправо, затем влево. 2. и.п. - ноги врозь, руки вниз- назад, наклонена вперед: 1-2 - взмах руками вперед- вверх с пружинными движениями ног, голову поднять. Взмахи ногами: 1. и. п. - о.с., руки в стороны. 1- 2 - взмах правой ногой на 45 градусов вперед; 3- 4- принять и.п. то же с другой ноги. 1. и.п. - о.с., руки на пояс. 1- 2 - взмах правой ногой на 45 градусов в сторону; 3-4 - принять исходное положение. то же с другой ноги. 1. и.п. - о.с., руки на пояс. 1-2 - взмах правой ногой на 45 градусов назад; 3-4 - принять и.п. то же с другой ноги. Прыжок выпрямившись - развивает силу ног, прыгучесть, ориентировку в пространстве: и.п. - полуприсед, руки вниз назад. 1-2 - толчком ног, прыжок вверх, ноги предельно, руки взмахом через стороны вверх; 3-4 - приземление, с носка на всю стопу, полуприсед. Скачок: и.п. - о.с. 1-2 - шаг вперед, 3-4 - прыжок вверх, свободную ногу согнуть, толчковая нога прямая, руки произвольно. Скачок можно чередовать с обычной ходьбой, шагом польки, бегом в медленном темпе. Закрытый прыжок: и.п. - о.с., руки в стороны. Шагом правой, левой согнуть вперед, прыжок, руки дугами внизвперед, плечи и голова слегка опущены. Открытый прыжок: и.п. - руки в стороны. Шаг на левую с последующим прыжком на ней, правая назад, руки дугами вниз - в стороны, прогнуться. Каждый прыжок выполняется на такт музыки. Поворот - вращательное движение вокруг вертикальной оси тела. Главная задача сохранение устойчивости в движении. Поворот на двух ногах: и.п. - о.с., руки на пояс. Повороты переступанием на носках, колени не сгибать, спинку держать прямо, руки на поясе, поворот левым плечом вперед на 360 градусов. Поворот на одной ноге на 180 градусов: и.п. - о.с., руки на пояс. Шаг левой ногой вперед на полупальцы, правую ногу согнуть вперед, правым плечом вперед, поворот на 180 градусов. Спинку держать прямо, сохранять равновесие во время поворота и после поворота. Танцевальные упражнения - эмоциональный, доступный и любимый у детей вид движения. Шаг польки - это переменный шаг, выполняемый легкими прыжками. Различают шаги польки - вперед, назад, с поворотом кругом. И.п. - I позиция. 21 1-2 - подскок с левой, правая вперед - книзу, 3 - приставной шаг вперед с правой, выполненный чуть заметным прыжком, 4 - небольшой шаг с правой вперед, 5- небольшой прыжок на правой, левую вперед - книзу. То же с другой ноги. Шаг вальса - выполняют вперед, в сторону, назад и с поворотом кругом. Шаг вальса вперед - три небольших шага вперед. Первый шаг - перекатом с носка на всю стопу, слегка сгибая колено, два последующих шага - на носках. Шаг вальса в сторону - три шага небольших в правую или левую сторону. Первый шаг перекатом с носка на всю стопу, слегка сгибая колени, два последующих шага на носках. Шаг вальса назад - три небольших шага назад. Первый шаг - небольшой шаг назад перекатом с носка на всю стопу, слегка сгибая колени, два последующих шага - на носках. Элементы русского танца. Каблучный шаг. И. п.- о. с. 1 - шаг правой вперед с пятки перекатом на всю стопу, руки вправо, 2 - шаг левой вперед с пятки перекатом на всю стопу, руки влево, 3-4 - то же, что на счет 1 - 2. Дробный шаг.: И. п. - I - позиция, руки на пояс. 1 - небольшой шаг вправо в полуприсед с ударом всей ступней о пол, 2 - согнутую левую с ударом всей ступней о пол к середине стопы правой. Поворот туловища влево. 3-4 - то же, что и на счет 1-2, но с другой ноги. Русский переменный шаг. И. п. - руки на пояс. 1 - шаг правой вперед, 2 - шаг левой вперед, 3 - шаг правой вперед в полуприсед, 4 - встать на правую ногу, левую скользящим движением вперед - книзу, поворот туловища и головы влево, 5-8 - то же с другой ноги. Упражнения с мячом. Упражнения с мячом развивают точность движений во времени и пространстве, ловкость, силу мышц плечевого пояса и рук, способствуют совершенствованию чувства ритма. Упражнения дополняются танцевальными движениями, музыкой что способствует эстетическому развитию детей. Для упражнений с мячом использовать мяч среднего размера (диаметр 8 - 12 см.). Прокат по рукам. И. п. - о. с., руки вперед, мяч на ладонях. 1-2 - подъем рук вверх на 45 градусов прокат мяча к груди, 3-4 - опустить руки вниз на 90 градусов прокат мяча к ладоням. Руки прямые при прокате. Броски мяча двумя руками вверх и ловля двумя. И. п. - о. с., опустить руки вниз вперед, мяч на ладонях. 1-2 - бросок мяча вверх, 22 3-4 - ловля двумя руками. Руки прямые при выполнении движений. Броски мяча над головой по дуге. И. п. - полуприсед, руки в стороны, локти слегка согнуты, мяч на правой ладони, туловище слегка наклонено вправо. 1 - выпрямляя туловище и ноги, мах правой рукой влево - вверх с броского мяча над головой, 2 - левой рукой, слегка поднимаемой вверх, встречают мяч и приняв его кончиками пальцев, передают на ладонь, опускаясь в сторону- вниз, туловище слегка наклоняют влево, полуприсед. Броски под руку. И. п. - левая рука вперед, правая рука с мячом в сторону. 1 - дугой книзу мах правой рукой влево- вперед с броского мяча под левую руку, 2 - поймать мяч на правую ладонь снизу и вернуть руку в и. п. махом книзу. Ноги слегка пружинят. Отбивание мяча двумя руками. И. п. - мяч лежит на ладонях, руки вперед, полуприсед. 1 - руки слегка поднять вверх, ладони повернуть с мячом вниз, 2 - руки плавно удаляются от мяча, бросок мяча к полу, 3 - при подлете мяча вверх поймать двумя руками с боков, 4 - счет 2, 5 - счет 3, и т. д. Отбивание одной рукой. Также как двумя руками, можно перед телом, сбоку, вертикально полу. И. п.- руки в стороны, мяч на правой ладони. 1-3 - бросив мяч к полу справа в боковой плоскости, три отбива правой рукой, 4 - поймать мяч на ладонь правой снизу. Упражнение со скакалкой. Упражнения способствуют развитию физических качеств- ловкость, выносливость, прыгучесть, быстрота. Махи и круги в лицевой плоскости. И. п. - руки в стороны, оба конца скакалки в правой руке. 1 - мах скакалкой влево, 2 - мах вправо, 3 - махом влево передать скакалку в левую руку, 4 - держать, 5-8 - повторить упражнение другой рукой. Круги и махи в боковой плоскости. И. п.- правая рука (со скакалкой, сложенной вдвое) вперед, левая в сторону. 1 - слегка пружиня и сгибая локоть, мах скакалкой назад справа, 2 - повторить движение в обратном направлении, 3 - сгибая локоть средний круг скакалкой книзу - назад, 4 - мах назад, 5-8 - повторить движение в обратном порядке. То же с другой руки. Круги в горизонтальной плоскости. И. п.- руки в стороны, оба конца скакалки в правой руке. 23 1-3 - поднимая правую руку вверх и слегка сгибая локоть, три малых круга скакалкой над головой влево (круги кистью), 4 - выпрямляя руку, мах скакалкой влево, 5-8 - то же вправо. Прыжки с одной ноги на другую. И. п. - скакалка сзади, концы ее в обеих руках. 1 - вращая скакалку вперед, прыжок толчком левой на правую, согнув левую назад, 2 - шаг левой назад. Вращение скакалки замедленное, движение ног на счет 1- 2 - выполняется за одно вращение скакалки. И. п. - скакалка впереди, концы в обеих руках. Прыжки толчком правой на левую, вращая скакалку назад. Прыжки ноги вместе скакалка впереди (сзади). И. п.- скакалка сзади, концы в обеих руках. Прыжок выпрямившись с промежуточным прыжком, вращая скакалку вперед и назад. Упражнения с обручем. Прекрасное средство для развития координации, быстрота, увеличивают силу для, эффективно влияют на формирование правильной осанки. Использовать пластмассовые обручи, размером 80 см. Повороты обруча вертикальные. И. п.- стойка ноги врозь, обруч вертикально вперед, хват снаружи. 1-2 - передавая тяжесть на правую ногу, левая в сторону на носок, поворот обруча книзу направо с наклоном туловища влево, 3-4 - выпрямиться, повернуть обруч направо, и. п. 5-8 - то же, что на счет 1-4, в другую сторону. Повороты в горизонтальной плоскости. И. п.- руки вверх, хват снаружи с боков. Выполнять повороты направо и налево до скрещивания рук. Броски обруча двумя руками. И. п.- руки вперед - кверху, хват обруча снаружи (с боков). 1 - сгибая локти в сторону, коснуться обручем груди, 2 - шагом правой вперед энергичным толчком выпрямить руки вперед- кверху, раскрывая кисти в конце движения - бросок, 3-4 - приставляя левую ногу, поймать обруч двумя руками снизу. Вращение обруча на полу. И. п.- обруч вертикально с права в лицевой плоскости, хват тремя пальцами правой руки сверху. С поворотом кисти наружу (замах) начать вращательное движение обруча внутрь резким поворотом кисти внутрь. Останавливать вращение обруча нужно захватом его кистью снаружи. Перекат обруча. И. п.- левая нога в сторону на носок, обруч вертикально на полу справа в лицевой плоскости. 1 - левая рука лежит сверху на обруче, правая в сторону на носок, толкнуть обруч правой рукой влево, 2 - остановить катящийся обруч левой рукой, принять и. п. Прыжки толчком двух ног обруч впереди. 24 И. п.- обруч горизонтально вперед, хват двумя руками сверху за передний край. Раскачивая обруч в лицевой плоскости назад и вперед, прыжки в обруч и из обруча толчком двумя. Прыжки толчком двух ног вращая обруч вперед-назад. Упражнения акробатики. Упражнения акробатики- способствуют развитию гибкости, эластичности мышц и связок плечевого пояса, тазобедренных суставах, позвоночного столба. Мостик из положения лежа. И. п. - лежа на спине, руки согнуты в локтях, опора на кисти рук, кисти на ширине плеч, ноги согнуты в коленях, опора на стопы, ноги на ширине плеч. 1-2 - прогнуться одновременно в плечевом поясе, грудном и спинном отделах позвоночника, тазобедренных суставах, выпрямить руки и ноги; 3-4 - вернуться в исходное положение. «Корзиночка». И. п. - лежа на животе, руки согнуты в локтях, опора на кисти рук у груди. 1-2 - прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночного столба, руки выпрямить, ноги согнуть в коленных суставах; 3-4 - вернуться в и. п. «Березка». И. п. - лежа на спине. 1-2 - руки согнуть в локтях, опора на локти, прямые ноги поднять вверх, тазобедренные суставы лежат на кистях; 3-4 - вернуться в и. п. Кувырок боком в группировке. И. п. - стоя на правом колене, левая нога вытянута в сторону на носок, руки в стороны. 1-2 - согнуть левую ногу в колене, наклон туловищем вперед, руками обхватить колени, голову опустить на грудь; 3-4 - перекат на спину в группировке; 5-6 - перекат на колени; 7-8 - выпрямляясь, принять и. п. Кувырок вперед в группировке. И. п. - глубокий присед, руки в упоре на ширине плеч перед стопами ног. 1-2 - выпрямляя ноги, сгибая руки, поднимая тазобедренные суставы, перекат вперед через спину; 3-4 - перекатом принять исходное положение. Занятия проходят в спортивном зале. Для занятий необходимо следующее оборудование: Перечень оборудования 1. 2. 3. 4. 5. Обручи Гимнастические ленты Скакалки Мячи Скамейка гимнастическая 25 6. Музыкальная аппаратура 7. Методическая литература 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г.; 2. Ефименко Н., «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 256 с. 3. Кенеман А.В., Осокина Т.И., «Детские народные подвижные игры». – М.: «Просвещение; Владос», 1995. – 224с. 4. Колесникова Н., «Театр большой гимнастики». – М.: «Советская Россия», 1981 г. 5. Крайт Г., «Психология развития». – СПб.: Питер, 2002г. 6. Маралов В.Г., «Педагогика ненасилия в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2009г. 7. Мухина В.С., «Детская психология». – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с. 8. Роттерс Т.Т., «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика». – М.: «Просвещение», 1999. – 175 с. 9. Смирнова Е.О., «Психология ребёнка». – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с. 10. Смирнов В.М., «Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков». – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. 11. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г., «СА-ФИ-ДАНСЕ». – СПб.; «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г. 12. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г., «Фитнес – Дан». – СПб.; «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г. 13. Фомина Н.А. «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика». – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. – 144 с. 26 5. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Диагностика уровня освоения программы Ребенок _____________________________________________________ № критерии Основы хореографической пластики Сила Растянутость Гибкость Усвоение упражнений с предметами Владение предметом Запоминание комбинаций Работоспособность Музыкальность уровень Уровень достижений: Н – низкий Д – достаточный В - высокий РВ – расширенно высокий Приложение 2. Контрольные нормативы Контрольно-переводные нормативы Нормативы Требования к исполнению Мост из и.п. Стойка на И.п. Ноги на ширине плеч, ширине плеч, держать руки вверх. 3 сек Через медленный наклон, руки ставить одновременно, держать 3 сек. Наклон вперед со Ноги и спина прямые, скамейки, ноги держать без лишнего вместе, держать 3 сек. напряжения Шпагаты (правый, левый, прямой с пола) держать 3 сек. Бедро плотно касается пола, туловище без прогиба вертикально, плечи и таз прямо, держать без лишнего напряжения Сбавки Значительное нарушение 1.0 б Недодержка одного счета - 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б Значительное нарушение 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б Недодержка одного счета - 1.0 б Значительное нарушение 1.0 б Недодержка одного секунды - 1.0 б Незначительное Таблица 1 Баллы 0 см – 10.0 10 см – 9.0 20 см – 8.0 30 см – 7.0 18 см – 10.0 16 см – 9.0 14 см – 8.0 12 см – 7.0 Идеал. исполн.– 10.0 Со сбавкой – 9.0 10 см – 8.0 15 см – 7.0 27 нарушение - 0.5 б Выкрут (перевод) палки назад и вперед из О.С. Руки прямые, выкрут одновременный Высокое равновесие на носке Носок прижат к колену, сохранять точную форму равновесия на высоком полупальце Значительное нарушение 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б За каждое требование Значительное нарушение 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б За каждое требование 10 см – 10.0 20 см – 9.0 30 см – 8.0 40 см – 7.0 50 см – 6.0 25 сек – 10.0 20 сек – 9.0 15 сек – 8.0 10 сек Контрольно-переводные нормативы Норматив Отжимание Требования к исполнению Полное сгибание и разгибание рук без остановок, туловище прямое Поднимание ног в висе 8 раз с прямыми ногами, оттянутыми носками, без остановок Прыжок вверх толчком двумя ногами, руки на пояс С хорошей осанкой, оттянутыми носками, без колебательных движений и с приземлением на месте отталкивания Прогиб назад лежа на животе 10 раз, руки соединены, прямые, без остановок, с опусканием на грудь Сбавки Неполное сгибание и разгибание рук – 1.0 б Сильный прогиб в пояснице - 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б Значительное нарушение 1.0 б Незначительное нарушение - 0.5 б Таблица 2 Баллы 8 р – 10.0 7 р – 9.0 6 р – 8.0 135 – 10.0 120 – 9.0 110 – 8.0 100 – 0.7 90 – 6.0 Значительное нарушение - 34 см – 10.0 1.0 б 32 см – 9.0 Незначительное 30 см – 8.0 нарушение - 0.5 б 28 см – 7.0 При нарушении последующих двух требований попытка не засчитывается Значительное нарушение - 135 – 10.0 1.0 б 120 – 9.0 Незначительное 110 – 7.0 нарушение - 0.5 б 100 – 7.0 28