1 Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .................................................................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка .................................................................................................. 3 1.1.1. Цели и задачи реализации программы. ..................................................................... 4 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы................................................ 4 1.2. Планируемые результаты освоения программы ......................................................... 5 1.3. Система оценки результатов освоения программы .................................................... 5 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................... 8 2.1. Общие положения .............................................................................................................. 8 2.2. Описание приемов и форм при реализации программы. ............................................... 8 2.3. Учебный план ..................................................................................................................... 9 2.3.1. Содержание учебного плана ..................................................................................... 11 2.4. Календарный учебный график ........................................................................................ 24 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................... 25 3.1. Методическое и материальное обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ........................................................................................... 25 Приложения ................................................................................................................................. 26 Список литературы ..................................................................................................................... 30 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст. 4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «Система образования призвана обеспечить … разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности». Учитывая изложенное в указанном выше документе формулируется следующая задача, стоящая перед взрослыми – предложить ребёнку интересный, увлекательный и эффективный способ раскрытия и развития его способностей. Одним из которых может являться обучение игре в шахматы. Шахматы – одна из древнейших интеллектуальных игр, дошедших до нашего времени. По историческим данным основана в V – VI веках в Индии под названием «Чатуранга» и получившая своё распространение в Иране и на Арабском Востоке. В VIII – IX веках завезена арабами в Испанию. Затем игра покорила всю Европу. По мере распространения менялось название игры. Европейские шахматисты прошлого внесли большой вклад в шахматные правила – игра стала более динамичной и законченной. Игра в шахматы гармонично сочетает в себе такие направления как: спорт, наука, искусство. Психологические, педагогические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний значительно выше в дошкольном детстве, в этот временной отрезок в жизни человека ребёнок приобретает, осваивает и усваивает значительно больше, чем за весь последующий жизненный период. Поэтому приобщать ребёнка к шахматной игре необходимо начинать как можно раньше, уже в возрасте 4-х лет. Четырёхлетний ребёнок – человек со своим внутренним миром, привычками, желаниями, утверждающийся в социуме. Он владеет речью, уже многое умеет, задаёт вопросы, проявляет интерес к окружающему. Как любая игра, шахматы вызывает у детей положительные эмоции, чувство внутреннего удовлетворения. Обучаясь, играя и решая различные шахматные задачи ребёнок учится запоминать, сравнивать, рассуждать, анализировать и обобщать, принимать решения, ориентироваться в окружении, улучшаются процессы восприятия, формируется и развивается умение мыслить логично и последовательно. Ребёнок становится более собранным, усидчивым, внимательным. Вырабатываются такие качества как терпеливость и изобретательность. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий, умение предвидеть результаты своей деятельности, также является действенным средством умственного развития и подготовки к школе. Игра в шахматы – мощный инструмент гармоничного развития интеллекта. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в дошкольном детстве: Г. Каспаров, О. Рубцова, Р. Фишер, Ю. Балашов – в 6-летнем возрасте, В. Стейниц, Н Гаприндашвили, М. Чибурданидзе – в 5-летнем возрасте, Х.Р. Капабланка, А. Карпов, С. Решевский – в 4 года. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным Образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ Минобрнауки № 1155 от 17 октября 2013 г.). и в соответствии с нормативными документами: - Конституцией Российской Федерации, 3 - Федеральным законом от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Конвенцией ООН «О правах ребёнка», - Семейным кодексом Российской Федерации. В основе настоящей программы по обучению дошкольников элементарной шахматной игре положены работы И.Г. Сухина и В.Г. Гришина. Участниками реализации программы, являются дети дошкольного возраста от 4 -7 лет. Расписание занятий строится из расчёта два занятия в неделю по группам. Программа рассчитана на 3 года обучения. 1.1.1. Цели и задачи реализации программы. Цель программы: Сформировать интерес и обучить детей старшего дошкольного возраста элементарной игре в шахматы, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учёбы, создание психологической готовности к школе. Задачи программы: Образовательные: Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий. Учить обыгрыванию простейших комбинаций. Развивающие: Активизировать мыслительную деятельность. Развивать внимание, память. Воспитывающие: Выработать уверенность в своих силах, выдержку. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы. Принципы работы: - принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом; -принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны; -принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала; -принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих. -принцип наглядности; -принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса; -принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; -принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. 4 1.2. Планируемые результаты освоения программы К концу первого года обучения: - дети узнают и называют шахматные фигуры: ладья, слон, конь, ферзь, король, пешка. Располагают шахматные фигуры в середине шахматного поля. Могут выполнять ход разнохарактерными фигурами, совершать взятие фигур. - Ориентируются на шахматной доске (определяют верх, низ, право и лево, центр). Различают горизонтальные, вертикальные и диагональные линии. Пользуются шахматными терминами: белое и чёрное поле. К концу второго обучения года: − Шахматные термины: белое и чёрное поле. Горизонталь, вертикаль, диагональ, начальное положение. Рокировка. Шах, мат, Названия шахматных фигур: ладья, слон, пешка, король, ферзь, конь. − Правила хода и взятия каждой фигуры. Уметь: − ориентироваться на шахматной доске; − правильно помещать шахматную доску между партнерами; − правильно расставлять фигуры перед игрой; − различать горизонталь, вертикаль, диагональ; − рокировать; − объявлять шах; К концу третьего года обучения: − Шахматные термины: белое и чёрное поле. Горизонталь, вертикаль, диагональ, начальное положение. Белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе. Длинная и короткая рокировка. Шах, мат, ничья, пат. − Названия шахматных фигур: ладья, слон, пешка, король, ферзь, конь. − Правила хода и взятия каждой фигуры. Уметь: − ориентироваться на шахматной доске; − играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; − правильно помещать шахматную доску между партнерами; − правильно расставлять фигуры перед игрой; − различать горизонталь, вертикаль, диагональ; − рокировать; − объявлять шах; − ставить мат; − решать элементарные задачи на мат в один ход. − решать шахматные комбинации. 1.3. Система оценки результатов освоения программы Диагностика направлена на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени их освоения. Для обследования используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой форме. Диагностический инструментарий: 5 центр. 1.Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, Дидактические игры и задания: «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль», То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски, «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2.Шахматные фигуры: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 3.Начальная расстановка фигур: Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания: «Мешочек», ребенок, но одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. 4. Ходы и взятие фигур: Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение». У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с ребенком ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. 5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания: «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: дан ли мат черному королю. 6 «Рокировка»» Ребенок должен определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. Критерии оценки: Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». 7 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Общие положения Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре в шахматы: - развитие высших психических функций внимания, способности действовать в уме, логического мышления, целостности восприятия; - развитие умения ориентироваться на плоскости - обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.д.); - формирование умения классифицировать, сравнивать и обобщать, и развивать пространственное мышление; -формирование пространственных представлений: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т.п; -овладение начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.); - выработка у ребенка волевых качеств; -развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности, логического мышления; - развитие физической выносливости, физического здоровья. 2.2. Описание приемов и форм при реализации программы. 1. Практическая игра. 2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 4. Теоретические занятия, шахматные игры. Особенности проведения занимательной игровой деятельности. Как известно, основная форма игровой деятельности со старшими дошкольниками – игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес. Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого требуется запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Занимательная игровая деятельность должна проходить в доброжелательной атмосфере, нельзя перегружать детей, в середине - физминутки. к новому материалу можно переходить только после того, как малыш будет уверенно знать пройденное. Обучение должно быть развивающим, должно включать самостоятельную работу ребенка с изученным материалом и двигаться от простого к сложному. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Ребята с удовольствием изображают шахматные фигуры, читают про них стихи. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. В программе приводится перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала. 8 Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мир шахмат. Воспитанники знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах шахматной доски. Также используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки и песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на шахматной доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности. Формирование шахматного мышления у детей проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях до творческого применения знаний на практике, подразумевающих зачастую отказ от общепринятых стереотипов. 2.3. Учебный план Учебный план обучения детей 4 – 5 лет № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Итого : Вводная: Необыкновенные человечки Геометрия шахматной доски Изучение шахматных фигур: король, ферзь, конь, ладья, слон. Пешка Ладьи. Ход ладьи. Белый слон. Ход слона. Белый и чёрный слон. Взятие. Ладья и слон. Ладья, слон, ферзь Белый ферзь. Белый и чёрный ферзи. Взятие. Ферзь, ладья и слон. Ферзь, ладья и слон. Взятие неприятельской фигуры. Белый король. Ход короля. Бой короля шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, король, пешка. Ферзь, король, ладья и слон против пешки. шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, король, пешка, конь. Белый конь. Чёрный конь. Конь против коня. Ферзь против коня. Ладья и слон против коня. Король и пешка против коня. Превращение пешки Все шахматные фигуры. 9 Количество занятий 1 9 8 7 5 2 2 3 1 2 3 2 3 5 1 3 1 2 1 1 4 2 1 3 72 Учебный план второго года обучения № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Итого: Шахматная доска Шахматные фигуры Начальное положение фигур Ладья Слон Ладья против слона Ферзь Ферзь против ладьи и слона Конь Конь против ферзя, ладьи, слона Пешка Король Король против других фигур Превращение пешки Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона Шахматные комбинации Шах Мат Ничья, пат Рокировка Шахматная партия Учебный план третьего года обучения № Тема 1 2 3 4 5 6 7 9 Итого: Повторение пройденного материала Краткая история шахмат Ценность шахматных фигур Техника матования одинокого короля Достижение мата без жертвы материала Шахматные комбинации Повторение всего программного материала Шахматный турнир 10 Количество занятий 6 2 2 4 5 4 6 2 8 6 4 2 2 2 3 2 2 4 2 2 2 72 Количество занятий 12 2 2 4 6 40 4 2 72 2.3.1. Содержание учебного плана Первый год обучения (для детей 4 – 5 лет) № 1 2-6 7–8 1–2 3–4 5-7 Сентябрь. Занятия 1 – 8. Тема Задачи Содержание Создать условия для Знакомить детей с персонажами, Необыкновенные возникновения у детей которые будут сопровождать человечки интереса к занятиям. процесс обучения и ознакомления с начальными элементами шахматной игры. Шахматные Формировать у детей Знакомить детей с шахматными фигуры: король, начальные представления о фигурами. Сказка И.Г. Сухин ферзь, конь, шахматных фигурах; учить «Мурзилка рисует шахматные ладья, слон. запоминать их названия. фигуры». Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Убери такую же», «Прятки», «Гости», «Ряды», «Полна горница». Шахматная сказка «Теремок». Геометрия Знакомить детей с элементами Чтение сказки И.Г. Сухин шахматной шахматной доски (квадратные «Удивительные клетки». доски: клетки-поля). Дидактические упражнения и шахматные Совершенствовать навык задания: «Помоги человечкам клетки раскрашивания чередуя цвета. отыскать шахматные клеточки», Развивать мелкую моторику. «Составить шахматную доску», «Нарисуй и закрась шахматные клеточки», «Найди лишние геометрические фигуры». Октябрь. Занятия 9 – 16. Шахматные Продолжать формировать у Упражнять детей в запоминании фигуры детей интерес к занятиям по и назывании шахматных фигур. шахматам. Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Запретная фигура», «Собери паззл», «Куча мала», «Обведи и раскрась фигуру». П/и.: «Запретная фигура замри». Геометрия Продолжать знакомить детей с Познакомить с правилом белого шахматной элементами шахматной доски. квадрата. Дидактическое доски Учить ориентироваться на задание «Преврати квадрат в плоскости (правая и левая шахматную доску», «Кто сторона). Упражнять в навыках быстрее сложит шахматную количественного счёта до 4-х. доску из квадратов» Учить выполнять штриховку в клеточках-полях. Развивать точность движений, аккуратность. Развивать мелкую моторику. Шахматные Продолжать формировать у Упражнять в назывании фигуры. детей интерес к изучению шахматных фигур, в умении Пешка. шахматных фигур. Закреплять отличать их по высоте, форме и 11 8 1 -3 Геометрия шахматной доски: горизонтальные линии Геометрия шахматной доски: горизонтали и вертикали, центр. 4-5 Шахматные фигуры: белая ладья. Ход ладьи. 6 Шахматные фигуры: чёрная их названия, учить различать по сенсорным признакам. Учить ориентироваться в пространстве: умение определять местоположение предмета на, в, под, возле. Познакомить детей ещё с одним предметом шахматного стаунтона: пешкой. Развивать внимание, сообразительность. Продолжать знакомить детей с элементами шахматной доски. Учить ориентироваться на плоскости. Учить определять горизонтальные линиидорожки. Закреплять прямой счёт до 4. Ноябрь. Занятия 17 – 24 Продолжать знакомить детей с элементами шахматной доски. Учить ориентироваться на плоскости. Учить: определять и называть горизонтальные и вертикальные линии-дорожки, определять центр шахматной доски, выделять в шахматной клетке углы и середину, ставить фишки в середину шахматной клетки (поля). Закреплять умение правильно располагать шахматную доску перед собой, прямой счёт до 4. Познакомить детей с понятием ход, учить выполнять и осваивать ход ладьи с разных положений на шахматной доске. Продолжать знакомить детей с понятием ход, практиковать в 12 цвету. Дидактические игры: «Большая и маленькая», «По росту», «Цвет», «Волшебный мешочек», «Белые и чёрные», «На стуле, под столом …», «Назови отличия». Познакомить с пешкой. Шахматная сказка. Познакомить с понятием горизонтальные линии – дорожки. С тем, что в каждой линии по 4 темных и белых клеток. Задания: «Выложи горизонтальную дорожку» Повторять с детьми правило правой белой клетки. Повторить горизонтальные линии. Знакомство с вертикальными линиями, с понятием центр, показать его расположение на шахматной доске. Учить продвигать пешку от нижнего до противоположного края, не перепрыгивая клетки-поля. Задания- тренажёры: «Выбери и обведи правильную шахматную доску», «Выбери и обведи шахматную горизонтальную (вертикальную)линию», «Выбери фрагмент, на котором изображён центр доски». «Выложи фишки на нижнюю и верхнюю горизонтальные дорожки на шахматной доске», «Выложи фишки на правую и левую вертикальные дорожки на шахматной доске», «Найди центр и размести в нём фишки». Дидактически игры: «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Поворот», «По всем углам», «Задача направления», «Туда-сюда». Задания- тренажёры: «Дорисуй шахматную фигуру» дидактические игры: «Пройди ладьёй по всем белым (чёрным) 7-8 1 ладья. Ход ладьи. выполнении хода ладьёй с разных положений на шахматной доске. Знакомить с правилом взятия фигуры соперника. Учить игре в парах. Шахматные фигуры: белая и чёрная ладьи. Взятие. Продолжать знакомить детей с понятием ход, закреплять знания о ходах ладьи с разных положений на шахматной доске. Познакомить с правилом взятия фигуры соперника. Осваивать игру в парах. Декабрь. Занятия 25 - 32 Продолжать ознакомление «Расставь фишки на диагонали», детей с шахматной доской. Задание- тренажёр: «Найди что лишнее» Геометрия шахматной доски: диагонали шахматные фигуры: белый слон. Ход слона. клеткам», «Большой прыжок», «Поворот», «По всем углам», «Задача направления», «Тудасюда», «Белая ладья догоняет чёрную», «Чёрная ладья догоняет белую». Заданиятренажёры: «Сложи фигуру ладьи» дид. упр. «Ладья против ладьи», «Ладья против двух ладей». «Две ладьи против двух ладей». Продолжать знакомить детей с понятием ход, учить выполнять ход белым слоном на шахматной доске из центрального положения. «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Длинный ход» «Поворот», «Задача направления», «Туда-сюда». Задание – тренажёр: «Дорисуй фигуру», «Сложи фигуру шахматного слона» шахматные фигуры: белый и чёрный слон. Взятие. Продолжать знакомить детей с понятием ход слоном, учить выполнять взятие слоном у соперника фигуру слона, уводить фигуру из- под боя, создавая ничью. «Слон против слона», «Слон против двух слонов», «Два слона против двух слонов» 6-8 шахматные фигуры: ладья и слон. Рассматривание и разыгрывание позиций на фрагментах шахматной доски: ладья против слона; слон против ладьи. 1 шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь. 2–3 шахматные фигуры: белый ферзь. Учить играть разнохарактерными фигурами, нападать на фигуру партнёра, уводить фигуру из-под боя. Январь. Занятия 33 - 40 Продолжать учить детей узнавать, называть шахматные фигуры и отличать их друг от друга. Продолжать знакомить детей с понятием ход, учить выполнять ход ферзём. 2–3 4–5 13 Задание – тренажёр: «Дорисуй фигуру», «Сложи шахматную фигуру» (слон, ладья, ферзь) «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок», «Длинный ход» «Поворот», «Задача 4–6 7–8 шахматные фигуры: белый и чёрный ферзь. Взятие. Ферзь, ладья и слон. 4 Ферзь, ладья и слон. Взятие неприятельской фигуры. Белый король. Ход короля. 5 Белый король. Ход короля. 1-3 6–8 1 Бой короля. шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, король, пешка. 2 Пешка. 3–5 Пешка. Взятие. 6–8 Ферзь, король, ладья и слон против пешки. направления», «Туда-сюда», «Прямо и наискосок» Продолжать обучать детей Рассматривание позиций на осваивать ход ферзя. классической шахматной доске. Рассматривание и разыгрывание позиций на фрагментах шахматной доски. Учить детей играть ферзём Разыграть позиции: Ферзь против двух фигур противника. против ладьи, ладья против ферзя, ферзь против слона, слон против ферзя на классической шахматной доске. Февраль. Занятия 41 - 48 Продолжать обучить детей Рассматривание и разыгрывание игре в парах позиций на фрагментах разнохарактерными фигурами. шахматной доски. Продолжать учить детей узнавать, называть шахматные фигуры – король. Показать его передвижение на шахматной доске. Продолжать обучать детей освоению хода короля на шахматной классической доске. Задание – тренажёр: «Дорисуй фигуру», «Сложи шахматную фигуру». Дид. игра «Длинный путь короля» Закреплять у детей освоенный ими ход фигурой короля. Показать, как король бьёт фигуру соперника. Игра разнохарактерными фигурами. Март. Занятия 49 - 56 Закреплять названия шахматных фигур, умение находить отличия между ними, называть их. Умение находить фигуры среди разных предметов, разгадывать загадки о шахматных фигурах. Учить детей выполнять ход пешкой. Рассматривание и разыгрывание позиций на фрагментах шахматной доски: король и ферзь, король и ладья, король и слон. Продолжать учить детей осваивать элементы шахматной игры. Учить выполнять взятие пешкой наискосок. Закреплять умение выполнять ходы шахматными фигурами, взятие фигур соперника. 14 Дидактические упражнения:, «Задача направления», «Тудасюда», «Прямо и наискосок», «По всем углам» Дидактические задания: «Собери фигуру», «Отгадай и покажи», «Найди фигуру», «Какой фигуры не стало?» Дидактическая игра «Кто первый?», «На второй и третьей» Рассматривание и разыгрывание позиций на фрагментах шахматной доски: пешки против пешек. Рассматривание и разыгрывание позиций на фрагментах шахматной доски: кто сильнее? 1 2 Ферзь, король, ладья и слон против пешки. шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, король, пешка, конь. 3-4 Белый конь. Чёрный конь. 5 Конь против коня. 6 Ферзь против коня. 7–8 Ладья и слон против коня. 1-2 Ладья и слон против коня. 3–4 Король и пешка против коня. Апрель. Занятия 57 - 64 Закреплять умение выполнять ходы шахматными фигурами, взятие фигур соперника. Закреплять названия шахматных фигур, умение находить отличия между ними, называть их. Умение находить фигуры среди разных предметов. Разгадывать загадки о шахматных фигурах. Познакомить детей с ходом коня. Учить его выполнять фигурой на доске, с отмеченными цифрами 1-3, напоминающими ход шахматного коня. Продолжать изучать ход коня. Взятие. Продолжать осваивать ход коня и ферзя. Учить замечать на фрагментах шахматной доски позицию захвата и умение уводить фигуру из-под удара соперника. Развивать умение выявлять силу фигур. Продолжать осваивать ход коня, ладьи и ферзя. Учить замечать на фрагментах шахматной доски позицию захвата и умение уводить фигуру из-под удара соперника. Развивать умение выявлять силу фигур. Май. Занятия 65 - 72 Продолжать осваивать ход коня, ладьи и ферзя. Учить замечать на фрагментах шахматной доски позицию захвата и умение уводить фигуру из-под удара соперника. Развивать умение выявлять силу фигур. Продолжать осваивать ход коня, короля и пешки. Учить замечать на фрагментах 15 Рассматривание и разыгрывание позиций на фрагментах шахматной доски: кто сильнее? Дидактические задания: «Собери фигуру», «Отгадай и покажи», «Найди фигуру», «Какой фигуры не стало?» Практиковать детей в выполнении хода конём. Рассматривание и разыгрывание позиций на фрагментах шахматной доски: конь против одного коня, два коня против одного, один против двух, два коня против двух коней. Рассматривание и разыгрывание позиций на фрагментах шахматной доски: белый конь против ферзя, белый ферзь против коня, ферзь и конь против ферзя, ферзь против коня и ферзя. Рассматривание и разыгрывание позиций на фрагментах шахматной доски: ладья против коня, слон против коня, конь против слона, конь против ладьи, ладья и конь против ладьи, ладья против двух коней, и др. Рассматривание и разыгрывание позиций на фрагментах шахматной доски: два коня против слона, два слона против коня, слон против слона и коня, ладья против коня и слона, слон против двух коней и слона, слон против двух коней, двух слонов и ладьи и др. Рассматривание и разыгрывание позиций на фрагментах шахматной доски: конь против шахматной доски позицию захвата и умение уводить фигуру из-под удара соперника. Развивать умение выявлять силу фигур. Всегда ли пешка слабая Превращение пешки Познакомить детей с моментом, когда пешка может стать из слабой фигуры сильной. Продолжать учить играть в паре. 6 Все шахматные фигуры. Выявить и уточнить знания детей о шахматных фигурах. 7 Все шахматные фигуры. 8 Все шахматные фигуры. Учить детей расставлять все шахматные фигуры в их начальной позиции на шахматной доске Закреплять знания детей о шахматных фигурах. 5 пешки, конь против ладьи и пешки, конь против двух пешек, конь против пешки и коня, пешка против коня и пешки, две пешки против коня, конь и пешка против пешки, слон и пешка против коня и др. Игра белыми и чёрными пешками, по 3-и у каждого игрока. Дидактическая игра «Кто первый?», «На второй и третьей» «Весь отряд – восемь в ряд» «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Угадай, о какой фигуре я думаю», «Что лишнее?» «Расставь фигуры как я», «Найди место фигуры», «Какие фигуры заблудились?», «Какой фигуры не хватает?». «Собери паззл», «Шахматный кубик», «Кто первый возьмёт, тот и назовёт», «Расставь шахматные фигуры по росту», «Расставь по своим местам шахматные фигуры на шахматной доске». Второй год обучения (5 – 6 лет) № 1-2 3-4 Сентябрь. 1 – 8 тема задачи содержание Знакомство с шахматной доской. Рождение, история развития Белые и черные поля. шахмат. Знакомство с шахматной Шахматная доска. доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Объяснить, что линии бывают Расположение доски между Шахматная доска. вертикальные и горизонтальные; партнерами. Горизонтальная расположение доски между линия. Количество полей и партнерами. горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование 16 5-6 7-8 1 -2 3–4 5–6 7–8 1–2 3–4 5–6 белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Знакомство с центром доски – Диагональ. Отличие диагонали от Шахматная доска. четыре поля в середине вертикали. Количество полей в шахматной доски, диагональю. диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Знакомство с шахматными Знакомство с шахматными Шахматные фигурами. Учить детей фигурами. фигуры. запоминать, как называется каждая из фигур. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Октябрь. 9 - 16 Начальное Учить правильно, располагать Места фигур в начальном положение фигуры перед партией. положении. Освоить ход ладьи. Знакомство с ладьей. Место ладьи Ладья в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Продолжать осваивать ход Ход. Ход ладьи. Взятие. Ладья ладьи. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт", "Перехитри часовых". Освоить ход слона. Научить Знакомство со слоном. Место Слон детей, что очень важно, чтобы слона в начальном положении. Ход слон точно передвигался слона, взятие. Белопольные и наискосок. чернопольные слоны. Легкая и Учить, что по белым полям тяжелая фигура. передвигаются белопольные слоны, а по черным клеткам ходят чернопольные слоны. Ноябрь. 17 - 24 Слон Продолжать осваивать ход Ход слона, взятие. слона. Освоить борьбу с Ладья против слона, две ладьи Ладья против разнохарактерными фигурами. против слона, ладья против двух слона Учиться нападать на фигуру слонов, две ладьи против двух партнера, ограничивать ее слонов. подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает. Ферзь Освоить ход ферзя, научить Знакомство с ферзем. Место ферзя детей сражаться самыми в начальном положении. Ход 17 7–8 Ферзь против ладьи и слона 1–2 Слон 3–4 5–6 Ладья против слона Ферзь 7–8 Ферзь 1–2 Конь 3–4 Конь против ферзя, ладьи, слона. 5–8 Пешка 1–2 Пешка сильными шахматными фигурами – ферзями. При аккуратной игре этот поединок завершиться вничью. ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Учить детей играть ферзем против ладьи, ладьей против ферзя, ферзем против слона, слоном против ферзя на шахматной доске «восемь полей на восемь». Декабрь. 25 - 32 Продолжать осваивать ход слона. Учиться нападать на фигуру партнера Продолжать знакомить со свойствами «Ферзя» Продолжать знакомить со свойствами «Ферзя» Январь. 33 - 40 Обучить детей ходу коня; учить ребенка играть конем против коня. Ферзь против ладьи и слона. Ход слона, взятие Ладья против слона Ферзь против ладьи и слона Ходы Ферзя Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Учить детей играть конем Конь против ферзя, ладьи, слона, против ферзя, ладьи, слона. сложные положения. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Обучить детей ходу пешки; Знакомство с пешкой. Место Учить детей, что пешки ходят по пешки в начальном положении. вертикали, а бьют по диагонали. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры. Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». Февраль. 41 - 48 Продолжать обучать детей ходу Особенности пешки. Превращение пешки; Учить детей, что пешки пешки. 18 3–4 5–6 7–8 1–2 3–4 5–6 7–8 1–3 4–5 ходят по вертикали, а бьют по диагонали. Научить детей как можно пешку превратить в другую фигуру; объяснить, что ферзь – самая сильная фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя. Продолжать обучать детей ходу Ход коня, взятие. Конь против Конь коня; учить ребенка играть коня, два коня против одного, один конем против коня. конь против двух, два коня против двух. Продолжать обучать детей ходу Ход коня, взятие. Конь против Конь коня; учить ребенка играть коня, два коня против одного, один конем против коня. конь против двух, два коня против двух. Продолжать обучать детей ходу Игровая практика Конь коня; учить ребенка играть конем против коня. Март. 49 - 56 Конь против Учить детей играть конем Конь против ферзя, ладьи, слона, ферзя, ладьи, против ферзя, ладьи, слона. сложные положения. слона. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Конь против Учить детей играть конем Конь против ферзя, ладьи, слона, ферзя, ладьи, против ферзя, ладьи, слона. сложные положения. слона. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Обучить детей ходу короля. Знакомство с королем. Место коня Король. Учить детей, что королей в в начальном положении. Ход шахматах не бьют, но под бой их короля, взятие. ставить нельзя. Продолжать обучать детей ходу Король против ферзя, король Король против короля против других фигур. против ладьи, король против слона, других фигур. король против коня, король против пешки. Апрель. 57 - 64 Пешка против Освоить борьбу с Игровая практика ферзя, ладьи, коня,разнохарактерными фигурами. слона. Учить детей играть пешкой против ферзя, ладьи, коня, слона Шахматные Освоить борьбу с Игровая практика комбинации разнохарактерными фигурами. 19 6–7 8 1–2 3–4 5–6 7–8 № 1-2 3-4 Шах. Мат Мат Ничья, пат Рокировка Научить детей, что шах – важное Знакомство с шахматным понятием шахматное понятие. Если одна «шах». Открытый шах. из фигур напала на неприятельского короля – это шах. Объяснить детям, что Знакомство с понятием «мат». Мат достижение мата – вот главная в один ход. Простые примеры цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл. Научить ребенка ставить мат в один ход ферзем, ладьей и слоном. Май. 65 - 72 Научить ребенка ставить мат в один ход Учить детей отличать пат от мата. Показать детям разные варианты ничьей. Мат в один ход. Простые примеры Отличие пата от мата. Варианты ничьей.. Познакомить детей с понятием, Понятие рокировки. Длинная и правилами и видами рокировки короткая рокировка. Три правила (длинная и короткая). рокировки. Игровая практика. Упражнять в умение играть Шахматная партиявсеми фигурами из начального положения. тема Повторение пройденного материала. Третий год обучения Сентябрь. 1 – 8 задачи Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. Повторение пройденного материала. Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. 20 Игра всеми фигурами из начального положения. содержание Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация 5-6 Повторение пройденного материала. Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. 7-8 Повторение пройденного материала. Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. 1–2 Повторение пройденного материала. Октябрь. 9 - 16 Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. 3–4 Повторение пройденного материала. Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. 5–6 7-8 1–2 Краткая история Познакомить с некоторыми шахмат. аспектами истории шахмат. Ценность Дать представление детям о шахматных фигур.ценности фигур. Формировать умение правильно оценивать фигуры. Ноябрь. 17 - 24 Техника матованияПознакомить с техникой одинокого короля.матования одинокого короля. 21 коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя, ладьи, слона). Игровая практика. Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один 3-4 5–6 7-8 1–2 3–4 5–6 7–8 Техника матованияЗакрепить навык матования одинокого короля.одинокого короля. Достижение мата Познакомить детей с без жертвы положением в шахматах, в котором любой ход игрока материала. ведёт к ухудшению его позиции. Достижение мата Познакомить детей с без жертвы положением в шахматах, в материала. котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции. Декабрь. 25 - 32 Достижение мата Научить детей ставить мат в без жертвы два хода в дебюте. материала. Шахматная Познакомить детей с комбинация. тактическим приёмом отвлечение фигуры, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестаёт выполнять какиелибо важные функции. Шахматная Познакомить детей с комбинация. тактическим приёмом Завлечение, при котором нужно завлечь фигуру соперника на неудачное поле. Шахматная Познакомить детей с комбинация. тактическим приёмом блокировка, с помощью которого заставляют фигуры соперника блокировать путь отступления другой, как правило, более ценной фигуры, 22 ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. Игровая практика. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. Игровая практика. Игровая практика. 1–2 Шахматная комбинация. 3–4 Шахматная комбинация. 5–6 Шахматная комбинация. 7–8 Шахматная комбинация. Февраль. 41 - 48 1–2 Шахматная комбинация. 3-4 Шахматная комбинация. 5-6 Шахматная комбинация. 7–8 Шахматная комбинация. 1–2 Шахматная комбинация. 3-4 Шахматная комбинация. 5–6 Шахматная комбинация. 7–8 Шахматная комбинация. 1–2 3–5 Шахматная комбинация. Шахматная комбинация. которая становится объектом атаки. Январь. 33 - 40 Отвлечение Игровая практика Завлечение Игровая практика Блокировка Игровая практика Блокировка Игровая практика Отвлечение Игровая практика Блокировка Игровая практика Завлечение Игровая практика Отвлечение Игровая практика Март. 49 - 56 Упражнять в умении сочетать темы комбинаций и тематические приемы Упражнять в умении сочетать темы комбинаций и тематические приемы Упражнять в умении сочетать темы комбинаций и тематические приемы Упражнять в умении сочетать темы комбинаций и тематические приемы Апрель. 57 – 64 Познакомить с комбинацией разрушения. Упражнять в умении сочетать темы комбинаций и тематические приемы 23 Игровая практика Игровая практика Игровая практика Игровая практика Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. 6-8 Шахматная комбинация. 1-2 Шахматная комбинация. 3-4 Шахматная комбинация. 5–6 Шахматная комбинация. 7–8 Шахматная комбинация. Упражнять в умении сочетать темы комбинаций и тематические приемы. Май. 65 - 72 Познакомить с комбинациями, ведущие к достижению материального перевеса. Продолжать обучать детей тактическим приемам: отвлечение, завлечение. Игровая практика. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. Развивать умение Игровая практика. комбинировать ходы для достижения материального перевеса. Познакомить детей с Игровая практика. сочетанием тактических приемов при игре в шахматы: освобождение пространства, перекрытие и учить применять эти приемы при игре. Закрепление навыков игры. Шахматный турнир. 2.4. Календарный учебный график Месяц Количество занятий 4 – 5 лет 5-6 лет 6-7 лет Количество часов Сентябрь 8 8 8 24 Октябрь 8 8 8 24 Ноябрь 8 8 8 24 Декабрь 8 8 8 24 Январь 8 8 8 24 Февраль 8 8 8 24 Март 8 8 8 24 Апрель 8 8 8 24 Май 8 8 8 24 Всего 72 72 72 216 Режим занятий: в течение одного учебного года на одну группу планируется проводить по 2 занятия в неделю по 1 академ. часу. Всего планируется три группы детей: 4-5; 5-6 лет; 6-7 лет. 24 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Методическое и материальное обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы 1.Набор: «Шахматы»- 10 шт.; 2.Набор плоскостных магнитных шахмат- 2 шт.; 3.Наглядное пособие: «Шахматные фигуры»; 4.Тематическая литература. 5.Магнитная доска. 6. Дидактическое сопровождение: загадки, шахматные игры, этюды. 25 дополнительной Приложения Дидактические игры и игровые задания. «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски. «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма). «Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. «Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?». «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение, верно, то мяч следует поймать. «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. 26 «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Два хода». Для того чтобы ребенок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд. Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. «Мат в один ход». «Поставь мат в один ход нерокированному королю». «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и дают мат в один ход. «Поймай ладью». «Поймай ферзя». Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. «Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько). «Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить. «Поставь мат «повторюшке» в один ход». Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы. «Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Выигрыш материала». «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. «Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. «Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра. «Можно ли сделать рокировку?». Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. 27 «Чем бить фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. «Сдвой противнику пешки». Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки. «Выигрыш материала». Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом. «Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода. «Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода. «Мат в три хода». Белые начинают и дают мат в три хода. «Выигрыш фигуры”». Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру. «Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. «Проведи пешку в ферзи». Требуется провести пешку в ферзи. «Выигрыш или ничья?». Нужно определить, выиграно ли данное положение. «Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. «Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей. «Самый слабый пункт». Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт. «Вижу цель!». Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых. «Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода. «Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей Словарь шахматных терминов. Битое поле - шахматное поле, которое контролируется фигурой или пешкой. Вечный шах - серия непрерывных шахов, от которых невозможно уйти. Взятие - уничтожение чужой фигуры или пешки. Вилка - одновременное нападение на две фигуры и более. Вскрытый шах - нападение вскрываемой фигуры на короля. Двойной шах - одновременный шах двумя фигурами. Детский мат - один из самых простых и быстрых матов в начале игры. Качество - соотношение сил, разница между ладьей и конем или слоном. Легкие фигуры - слоны и кони. Линейный мат - мат двумя ладьями (ферзем и ладьей), когда те стоят на соседних линиях, а король слабейшей стороны расположен на одной из них. Мат - неотразимое нападение на короля, шах от которого нет защиты. Материальное преимущество - превосходство в количестве фигур или пешек. Нотация - способ записи шахматной партии и отдельных ходов. Оппозиция - противостояние королей. Пат - положение, когда королю некуда ходить, но при этом он не под шахом. Позиция - размещение фигур и пешек на шахматной доске. Превращение пешки - замена пешки, достигшей последней линии, фигурой. Развитие - ввод фигур в игру. Размен - обмен своей фигуры на фигуру соперника. Рокировка - одновременный ход королем и ладьей. Связанная фигура - фигура, прикрывающая от нападения другую фигуру. 28 Связка - нападение на фигуру или пешку, за которой по линии нападения находится другая фигура, обычно более ценная. Соседние поля - шахматный поля, соприкасающиеся друг с другом. Тяжелые фигуры - ферзь и ладьи. Цейтнот - острый недостаток времени на обдумывание ходов. Цугцванг - положение, когда игрок вынужден сделать плохой ход. Шах - нападение чужой фигуры на короля. 29 Список литературы 1.Гришина В.Г. Методическое пособие. Книга для воспитателя детского сада. 2.Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. 3.Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр, 1979. 4.Саркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. 5.Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 6.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. 7.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. 8.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. 30